Зачем Турция начала новую операцию в Сирии?

Ответ эксперта
Турецкие танки на турецко-сирийской границе. Фото: Reuters/ OSMAN ORSAL

20 января президент Турции Реджеп Эрдоган объявил о начале военной операции под названием «Оливковая ветвь». Турецкая авиация нанесла более сотни ударов в сирийском кантоне Африн. В воскресенье, 21 января, к боевым действиям ВВС подключились и пехотные войска. По заявлению Эрдогана, завершить операцию планируют «в короткие сроки».

   
   

АиФ.ru спросил у Федора Лукьянова, главы Совета по внешней и оборонной политике и главного редактора журнала «Россия в глобальной политике», почему турецкие войска вошли в контролируемый курдами сирийский район.

«Для Турции то, что происходит в приграничных областях, является совершенно недопустимым. Там при активном содействии Соединенных Штатов фактически создаются курдские силы, довольно крупные, весьма дееспособные и хорошо подготовленные. В северной Турции формально верховодят собственные организации — Демократический союз и отряды самообороны, но все они являются фактически ответвлениями Рабочей партии Курдистана (признанной в Турции террористической организацией) — леворадикальной националистической экстремисткой организации, которая уже много десятилетий воюет с турецким государством за самоопределение курдов. Поэтому получается, что США, преследуя свои цели — их не очень интересуют курдские проблемы — делают ставку и готовят те силы, которые одновременно борются протии Турции. Безотносительно специфики политики Эрдогана, никакое государство такое терпеть не будет.

Есть ощущение, что между публичной презентацией и реальными действиями есть довольно заметный разрыв. Сегодня задача Анкары — произвести как можно больше шума, продемонстрировать непреклонную волю и готовность идти до конца, при этом сами действия достаточно ограничены, причем ограничены они прежде всего, как можно предположить, договоренностью с Россией, которая является сейчас в Сирии основным внешним игроком, определяющим стратегическую ситуацию.

Так что туркам нужно создать как минимум буферную зону и ослабить курдские отряды. Судя по всему, российская сторона им на это дала добро, но с условием, что это не будет неограниченная операция и сроки и территории более или менее определены. Одновременно с началом турецкой операции сирийские силы, поддерживаемые Россией, начали боевые действия против исламистского анклава в Идлибе, который до этого по многим версиям находился под некоторым патронатом Турции. Произошел такой некий геополитический размен, который и Турцию, и Россию на данный момент устраивает. Это не значит, что все пойдет как договорились, потому что ситуация в действительности достаточно сложная», — говорит Лукьянов.

Ранее Анкара не раз заявляла об опасности нахождения курдских сил в приграничном с Турцией регионе. В период с августа 2016 по март 2017 года Анкара провела против курдских формирований операцию «Щит Евфрата» в городах Джераблус и Эль-Баб на севере Сирии. В марте 2017 года турецкое руководство заявило о достижении поставленных целей в Сирии и начало вывод своих войск.

Смотрите также: