Кто хоть однажды летал на дальние расстояния, не раз поминал добрым словом ненавязчивый комфорт плацкартного вагона.
Дальними в гражданской авиации считаются перелёты от 5 часов и больше: Москва — Хабаровск — 7 ч. 35 мин., Москва — Вашингтон — 9 ч. 27 мин. Мысль оборудовать самолёты спальными местами появилась в конце 50-х годов, когда на линии вышел «Боинг-707». Именно его спальню в салоне 1-го класса можно увидеть на фото. Мало кто об этом знает, но всего несколько лет спустя спальные места появились и на советских авиалайнерах типа Ту-114.
Естественно, не на внутренних рейсах — там класс был один, а в салон ради экономии старались (как это знакомо!) напихать побольше кресел. А вот на международных рейсах «Аэрофлота» билеты продавали в два класса — экономический и люкс. Последний (например, на рейсах в США) включал полноценные спальные купе на 3 человека. Пассажирам выдавали подушку и одеяло. Кормили в люксе прекрасно: подавали чёрную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк. Правда, и стоил тот билет 1700 руб. при средней зарплате в СССР 120 руб. В наши дни кровати пассажирам предлагают несколько авиакомпаний из Азии и европейская «Люфтганза».