Президент Белоруссии Лукашенко заявил, что с Россией уже договорились о цене газа для его республики. И почём?
Соглашение по стоимости российского газа между Москвой и Минском почти достигнуто, цена согласована на уровне вице-премьеров правительств двух стран и в ближайшее время будет объявлена официально, заявил на днях президент Белоруссии Александр Лукашенко. Однако опрошенные «АиФ» отраслевые эксперты единодушны: белорусский лидер поторопился.
«Понятно, что стороны обязательно договорятся и пойдут на какие-то взаимные уступки, весь вопрос в том, какие именно, — рассуждает Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики. — Сейчас Белоруссия платит 70 долларов за кубометр газа, Россия хочет продавать куб по 130 долларов, значит, средневзвешенная цена — 100. Вокруг этой цифры и идёт торг — и белорусы бьются за каждый цент».
«Дело не только в цене, — считает Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности, — но и в механизмах её корректировки. Когда цены на нефть взлетели и потянули за собой цену газа, Белоруссия платила по цене, обозначенной в контракте, хотя та гораздо ниже рыночной. Но как только рыночные цены упали ниже тех, что были указаны в договоре, и разница стала не в пользу Белоруссии, белорусы начали буквально “выкручивать руки” — перестали платить за газ. Словом, вели себя по украинскому образцу, что неправильно, — мы ведь стратегические партнёры. Какие гарантии, что белорусы не начнут снова вести себя так же, если цена опять изменится? Этот вопрос, видимо, пока ещё окончательно не решён».