Есть ли шанс на нормальные отношения с Западом? Или охлаждение зашло уже слишком далеко?
Конфликт России с США и странами Евросоюза стал одной из тем заседавшего на прошлой неделе в Сочи Международного дискуссионного клуба «Валдай». По традиции перед ведущими российскими и зарубежными политологами выступил Президент РФ. Начал он с того, что неустроенности в мире меньше не стало, «противоречия, связанные с перераспределением экономической мощи и политического влияния, только нарастают», а разрешать их мешает «груз взаимного недоверия». «Постоянно штампуются угрозы — мифические, вроде пресловутой «российской военной угрозы», — сказал Владимир Путин. По его словам, для одних это способ выбивать военные бюджеты, для других — «нагибать союзников под интересы одной сверхдержавы» «Конечно, очень приятно, подчас и выгодно, выдавать себя за защитников цивилизации от каких‑то “новых варваров”. Однако дело в том, что Россия‑то ни на кого нападать не собирается. Да и смешно это... Немыслимо, глупо и нереалистично. В одной Европе — 300 млн, все члены НАТО; с США общая численность населения — 600 млн, наверно. В России 146 млн всего». Из той же оперы, по словам президента, и «развёрнутая в США истерия по поводу влияния России на ход выборов американского президента».
Реально ли восстановить доверие и диалог? В. Путин напомнил, чем обернулось соглашение с США по Сирии: «Он (Обама. — Ред.) настаивал, и я пошёл навстречу, сказал: ладно, бог с ним, мы сначала объявляем перемирие, не будем наносить удары. Перемирие было объявлено... 17 сентября американская авиация нанесла удар по сирийским войскам, после чего подразделения ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация. — Ред.) перешли в наступление. Нам сказали — это случайность. Может быть, и так, но перемирие было сорвано и далеко не по нашей вине».
Некоторые эксперты сочли речь Путина на «Валдае» попыткой послать Западу сигнал о примирении. «Я бы скорее назвал её попыткой протянуть Западу руку с позиции победителя, — возражает Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. — Это далеко не первое предложение договариваться. Об отсутствии у России агрессивных планов президент говорил всегда — мы никогда не собирались ни на кого нападать, что бы там ни воображали в странах Балтии».
Читайте также: Россия - кость в горле. Почему Запад ополчился на нашу страну?