В субботу, 4 июля, в районе Аляски два американских истребителя F-22 вылетели на перехват пары российских бомбардировщиков Ту-95. Затем у побережья Калифорнии самолёты ВС РФ были встречены истребителями F-15.
АиФ.ru узнал у эксперта, почему военные самолёты разных государств часто перехватывают друг друга.
Ответ эксперта
— Перехват самолётов-разведчиков — это штатная ситуация для военной разведывательной авиации многих стран, в том числе и для России. Это происходит очень и очень часто, просто не о всех случаях становится известно СМИ. Обычно страна, заметившая рядом со своими границами самолёт-разведчик, высылает ему навстречу свои истребители, которые сопровождают самолёт чужих ВВС в течение некоторого времени. У нас особенно часто такие случаи происходят на севере и на востоке страны — в районе Камчатки и Чукотки. Самый важный момент здесь — самолёты не должны нарушать границ воздушного пространства. Если же такое происходит, то ситуация осложняется. Так, например, в годы холодной войны меры по пресечению таких случаев были жёсткими — разведывательный самолёт могли попросту сбить. Известен пример уничтожения самолёта США U-2 под Свердловском в 1960 году, он был сбит советскими ПВО. Также многие помнят о катастрофе южнокорейского Boeing 747 под Сахалином в 1983 году — после двукратного нарушения границы он был атакован советским истребителем. Сейчас, конечно, такое происходит гораздо реже — очень мало самолётов-разведчиков по ошибке нарушают воздушное пространство. Но иногда случаются. Так, в 2001 году произошёл инцидент над китайским островом Хайнань, когда американский разведывательный самолёт ЕР-3, выполняя разведывательный полёт, был ударен отправленным ему на перехват истребителем ВВС КНР, после чего американский самолёт был вынужден совершить аварийную посадку на острове. Но вообще такие случаи, как я уже упоминал, сейчас большая редкость. Обычно пилоты стараются соблюдать международное соглашение о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве.