— Во-первых, периодически в мире накапливаются противоречия, которые невозможно разрешить существующими способами, — поясняет
Руслан Курбанов, политолог, исламовед, ст. н. с. Института востоковедения РАН. — Так было, например, в Российской империи, когда молодёжь начала увлекаться идеями свержения самодержавия — появились русские террористы, которые взрывали царя, генералов и т. д. То же самое наблюдается в мусульманском мире, где есть внутреннее недовольство и претензии к западному миру. А во-вторых, накопленные противоречия используют в своих целях хладнокровные и циничные игроки.
Они начинают разжигать страсти, как это было в Чечне в начале 90-х, где центральная власть вдобавок бросила все оружейные арсеналы — и это в республике, где народ до конца не изжил историческую обиду по отношению к большой России! И это же мы видим сегодня на Ближнем Востоке. То есть к такому пропитанному протестом региону подносят спичку, и в нужный момент он вспыхивает.
А не прислушиваются к известным богословам, потому что в пронизанном ощущением несправедливости обществе молодёжь жаждет проповедей не о пользе молитвы, а о решительных социальных и политических реформах. Тогда как большинство умеренных проповедников эти темы как раз и обходят стороной. Вместо того чтобы возглавить молодёжь и направить её энергию на созидательные цели — например, на помощь бедным или борьбу с социальными пороками. И при отсутствии подобных проповедей на этот запрос молодёжи начинают вещать радикальные голоса, призывающие молодёжь решить все проблемы, взяв в руки оружие.
Смотрите также: