Министерство финансов РФ предложило правительству повысить акциз на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9% в 2017 году. Согласно предложению ведомства, акциз на один литр безводного спирта в 2017 году увеличится с 500 до 523 рублей. АиФ.ru выяснил у эксперта, насколько могут вырасти цены на алкогольную продукцию в следующем году.
— Повышение акцизов на крепкий алкоголь на 5% было заложено ещё в позапрошлом году, акциз на пиво вырастет тоже на 5%, акциз на вино Минфин предлагает увеличить в два раза, на сидр и медовуху — более чем в два раза. Потребителей в связи с такой инициативой может ожидать незначительное повышение цен: в пределах 5%, с учётом всех торговых наценок и инфляции. Это не будет слишком большим подорожанием, но для бюджета даст определённые деньги. Хотя я считаю, что гораздо большие резервы для повышения собираемости налогов Минфин просто сейчас не видит и не использует.
Сегодня у нас 80% алкогольной продукции практически без учёта продаётся на алкогольном рынке. Речь идет о пивоваренной продукции. Скажем, сейчас акциз на пиво в четыре раза выше, чем акциз на вино российского происхождения. Но вино маркируется специальными федеральном марками, а пиво не маркируется и не учитывается в системе ЕГАИС*. Учитываются только данные на производстве, а ЕГАИС — это считывание информации с марок в торговых магазинах. Соответственно, здесь огромный резерв для повышения акцизов. Только, наверное, пивовары имеют очень сильное транснациональное лобби, которое позволяет им постоянно добиваться льготных условий регулирования, из-за этого бюджет ежегодно теряет до 50 млрд рублей.
*ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учёта объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции. С помощью этой системы государство намерено контролировать производство и движение всего алкоголя по стране. С 1 января 2016 года все розничные организации обязаны подтверждать данные о закупках алкогольной продукции, а с 1 июля 2016 года — сканировать акцизные марки и отправлять данные о продажах в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.