В четверг, 16 марта, президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о применении санкций к пяти банкам с российским капиталом. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
«Санкции сроком на один год будут применены к публичному акционерному обществу «Сбербанк», ОАО «ВиЭс Банк», ОАО «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк» («Проминвестбанк»), ОАО «ВТБ БАНК», ОАО «БМ БАНК», — говорится в сообщении.
СНБО принял такое решение 15 марта с учетом предложений Национального банка Украины (НБУ). Как уточнила заместитель главы этой организации Екатерина Рожкова, предлагаемые санкции не будут распространяться на другие банки, в которых есть российский капитал, в частности, «Альфа-банк». «Мы говорим исключительно о банках, которые принадлежат государству Россия. „Альфа“ не относится к этой группе», — пояснила зампред НБУ.
Что включают в себя санкционные меры?
В решении сказано, что санкции представляют собой запрет банкам с российским капиталом выводить средства за пределы страны.
Заместитель председателя НБУ Яков Смолий пояснил, что введение санкций будет запрещать «любые операции в пользу материнских банков».
«Это также запрет выплаты дивидендов, процентов, возврата межбанковских кредитов, средств с корсчета и субординированного долга. Также предлагаем запретить распределение прибыли и распределение капитала», — заявил Смолий.
Как санкции повлияют на клиентов банков?
Рожкова уточнила, что санкции никак не повлияют на клиентов — физических и юридических лиц, которые обслуживаются в этих банках.
«Они не прекратят расчеты между контрагентами-нерезидентами этих клиентов. Банки продолжат работать в законодательном поле Украины. Мы надеемся, что потенциальный уход этих банков с рынка будет реализован цивилизованным путем — либо через продажу, либо через постепенное исполнение обязательств перед клиентами», — сказала зампред НБУ.
По словам Рожковой, украинские «дочки» российских банков с государственным участием имеют обязательства перед физлицами и юрлицами Украины на 36 млрд гривен (около $1,4 млрд). Эти обязательства обеспечены кредитным портфелем на 150 млрд гривен ($5,6 млрд). При этом 21 млрд гривен — это обязательства банков перед физлицами, и 15 млрд гривен — перед юрлицами.
Повлияют ли санкции на финансовую устойчивость российских банков?
Ранее в российском Центробанке заявили, что финансовая устойчивость российских банков не пострадает даже при самом негативном сценарии развития событий на Украине.
«Банк России проводит с банками, имеющими активы на Украине, работу по моделированию негативного сценария, в том числе и сценария полного обесценения этих инвестиций. По сделанным оценкам с учетом незначительного объема этих инвестиций в балансах российских банковских групп и уже созданных под их обесценение резервов даже самый негативный сценарий не окажет существенного влияния на их финансовую устойчивость», — сообщила пресс-служба ЦБ.
С чем связано введение санкций?
Одной из главных причин введения санкций называли указ президента России Владимира Путина, согласно которому российские банки должны принимать паспорта самопровозглашенных Донецкой и Луганской народной республик (ДНР и ЛНР).
Ранее нацбанк Украины заявлял, что готов инициировать санкции в отношении дочерней организации Сбербанка России на Украине, если подтвердится информация об обслуживании им на территории РФ клиентов с паспортами ДНР и ЛНР.
Однако Екатерина Рожкова заявила, что о предложение НБУ по санкциям не связано с указом Путина по паспортам ЛНР и ДНР. «Это не причина введения санкций, потому что нашей задачей было сохранение финансовой стабильности, ликвидности банковского рынка. Ради сбережения ликвидности мы вводим эти санкции», — сказала она.