Каждый год мы слышим о значительных нарушениях, допускаемых при осуществлении государственных закупок. Изменилось ли что-нибудь с принятием федерального закона о контрактной системе? Стало ли меньше нарушений в этой области?
— По результатам проверок Счетной палаты в 2016 г. выявлено 898 нарушений законодательства в сфере закупок на общую сумму 53,1 млрд руб.
Некоторые положительные изменения есть. Это рост относительной экономии по результатам закупок для федеральных и муниципальных нужд — 8,8% (по итогам 2015 г. — 7,6%), а также рост объявленных закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций — на 35% (объявлено в 2016 г. на сумму 1,9 трлн руб.).
В то же время на протяжении двух последних лет отсутствует рост показателей конкурентности закупок (среднее количество участников закупок — 3 заявки на 1 лот), что, по нашему мнению, обусловлено постоянно меняющимся и сложным законодательством о контрактной системе, а также затянувшимся переходом на электронные конкурсы и запросы котировок.
Сохраняются проблемы при нормировании и обосновании закупок. Так, разброс предельных цен на одноименные товары у различных ведомств составляет от 4 до 37,5 раз. По-прежнему, выявляется значительное количество нарушений при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. При этом Каталог товаров, работ и услуг, как один из источников информации о рыночных ценах до сих пор не внедрен. Методические рекомендации, которыми руководствуются государственные заказчики, носят необязательный характер, что не влечет ответственности за их неприменение или неправильное применение, а также имеет риски неэффективного расходования бюджетных средств.
Кроме того, выявлены коррупционные риски, связанные с установлением необоснованного размера аванса по долгосрочным контрактам, условия которых не предполагают выполнения значительного объема работ в первые годы строительства. Ситуация позволяет подрядчикам размещать большую часть полученных средств от заказчика в банках для получения процентного дохода.