Какие изменения в законодательство надо внести, чтобы уменьшить детский травматизм на дорогах?
С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Согласно этому документу все детские удерживающие устройства (ДУУ) – автокресла и бустеры – специальные подушки, позволяющие посадить ребёнка повыше, чтобы его можно было пристегнуть автомобильным штатным ремнём, должны отвечать требованиям безопасности, определённым Европейской экономической комиссией ООН № 44–04. Наша страна подписала Женевское соглашение о единых требованиях к безопасности на транспорте, и мы теперь эти требования должны соблюдать. Но, чтобы все положения Техрегламента работали в полном объёме, нужно, чтобы нормы нашего, российского, законодательства им соответствовали.
Что для этого необходимо? По мнению Натальи Летовой надо:
МВД должно внести предложение в правительство, изменить этот пункт в Правилах дорожного движения. Слова «в иных устройствах» надо убрать, в ПДД сделать ссылку на правила ЕЭК ООН, где чётко перечислены виды детских удерживающих устройств, которые отвечают требованиям международных стандартов безопасности.
2. Постановлением правительства детские автокресла надо внести в перечень товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Так мы усилим контроль за качеством и наших, и импортных, и в первую очередь китайских, ДУУ.
3. В ПДД надо конкретизировать обязанности и водителя, и взрослого, который сопровождает ребёнка в поездке. Ребёнок не сам себя помещает в автокресло и пристёгивает. У нас сейчас статус водителя не разграничен – он просто водитель. А ведь это либо посторонний человек, который перевозит ребёнка, либо водитель-родитель. Их ответственность должна быть разной. Ответственность родителя, который ещё и водитель, должна быть большей, чем у постороннего человека.
И в то же время надо предусмотреть исключения, когда водитель на законных основаниях может быть освобождён от административной ответственности в виде штрафа, например, если речь идёт об экстренной перевозке в больницу или перевозке ребёнка-инвалида.
4. Надо обязать велосипедистов и детей-велопассажиров в том числе ездить в шлемах. Во многих странах это уже законодательно урегулировано. У нас меньше детей гибнет при поездках на велосипедах, чем в автомобилях, но жертвы есть. Сейчас мы побуждаем население передвигаться по городам на велосипедах. Значит, при увеличении числа велосипедистов на дорогах травм потенциально может стать больше.