Как уменьшить детский травматизм на дорогах?

Категория:  ПДД и ГИБДД Вопрос-ответ из газеты: АиФ Здоровье №50 10/12/2015

Какие изменения в законодательство надо внести, чтобы уменьшить детский травматизм на дорогах?

   
   
Ответ эксперта

Об этом мы спросили ведущего научного сотрудника Института государства и права РАН, доктора юридических наук Наталью Летову

С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Согласно этому документу все детские удерживающие устройства (ДУУ) – автокресла и бустеры – специальные подушки, позволяющие посадить ребёнка повыше, чтобы его можно было пристегнуть автомобильным штатным ремнём, должны отвечать требованиям безопасности, определённым Европейской экономической комиссией ООН № 44–04. Наша страна подписала Женевское соглашение о единых требованиях к безопасности на транспорте, и мы теперь эти требования должны соблюдать. Но, чтобы все положения Техрегламента работали в полном объёме, нужно, чтобы нормы нашего, российского, законодательства им соответствовали.

Что для этого необходимо? По мнению Натальи Летовой надо:

1. Внести изменения в статью 22.9 Правил дорожного движения (ПДД). Сейчас по этим правилам детей в автомобиле можно перевозить только в ДУУ или «в иных устройствах». Эта формулировка позволяет использовать так называемые корректоры, направляющие лямки, фиксаторы, то есть все те приспособления, которые не отвечают международным требованиям безопасности. В случае ДТП дети в этих корректорах получают более тяжёлые травмы, чем если бы они находились в сертифицированных автокреслах.

МВД должно внести предложение в правительст­во, изменить этот пункт в Правилах дорожного движения. Слова «в иных устройствах» надо убрать, в ПДД сделать ссылку на правила ЕЭК ООН, где чётко перечислены виды детских удерживающих устройств, которые отвечают требованиям международных стандартов безопасности.

2. Постановлением правительства детские автокресла надо внести в перечень товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Так мы усилим контроль за качеством и наших, и импортных, и в первую очередь китайских, ДУУ.

3. В ПДД надо конкретизировать обязанности и водителя, и взрослого, который сопровождает ребёнка в поездке. Ребёнок не сам себя помещает в автокресло и пристёгивает. У нас сейчас статус водителя не разграничен – он просто водитель. А ведь это либо посторонний человек, который перевозит ребёнка, либо водитель-родитель. Их ответственность должна быть разной. Ответственность родителя, который ещё и водитель, должна быть большей, чем у постороннего человека.

И в то же время надо предусмотреть исключения, когда водитель на законных основаниях может быть освобождён от административной ответственности в виде штрафа, например, если речь идёт об экстренной перевозке в больницу или перевозке ребёнка-инвалида. 

4. Надо обязать велосипедистов и детей-велопассажиров в том числе ездить в шлемах. Во многих странах это уже законодательно урегулировано. У нас меньше детей гибнет при поездках на велосипедах, чем в автомобилях, но жертвы есть. Сейчас мы побуждаем население передвигаться по городам на велосипедах. Значит, при увеличении числа велосипедистов на дорогах травм потенциально может стать больше.

Смотрите также: