Госдума РФ приняла в третьем чтении закон, согласно которому с иностранных ИТ-компаний, продающих россиянам контент в интернете, будет взиматься НДС в размере 18%. В СМИ эту инициативу окрестили «налогом на Google». Подробнее об этом сборе читайте в справке >>
АиФ.ru выяснил у эксперта, как «налог на Google» может отразиться на российских пользователях интернета.
Отвечает ведущий аналитик «Регионального общественного центра интернет-технологий» Урван Парфентьев:
— Здесь всё будет завесить от позиции зарубежных интернет-сервисов, которых коснётся данный законопроект. Решающим станет их нынешний объём оборота на территории РФ. Если он для них несущественный, то иностранные компании во избежание разного рода проблем и издержек могут решить диверсифицировать риски и вовсе отказаться от работы с российским рынком. В таком случае у отечественных пользователей будет меньше выбора, что едва ли им понравится.
Некоторые же зарубежные компании наверняка станут отстаивать ту точку зрения, что они работают по законодательству своей страны и к России не имеют никакого отношения. Их позиция будет звучать примерно так: «Мы не понимаем, чего вы от нас хотите?». Но в долгосрочной перспективе они проиграют, так как их интернет-ресурсы начнут просто блокировать.
Некоторые сервисы же, которые получают с продаж в России большую прибыль, само собой, не захотят терять этот рынок. Но и деньги свои считать они умеют хорошо. То есть, согласившись платить так называемый «налог на Google», эти компании сразу же поднимут цены на свои услуги. То есть зарубежные программы, музыка, фильмы и книги, которые россияне платно скачивают в интернете, станут для нашего пользователя ощутимо дороже.
В любом случае, можно сказать, что ситуация вокруг этого налога, по крайней мере в первое время, будет очень непростой. Кстати, аналогичные споры и тяжбы между властями и представителями зарубежного ИТ-бизнеса ведутся во многих странах ЕС и Юго-Восточной Азии. Например, в Японии и Южной Корее налоговая ставка для электронных сервисов почти в половину ниже российской, но там и совершенно другие объёмы торговли. Там огромный оборот, и конечно, терять такой рынок иностранные компании не хотят. И поэтому им приходится подчиняться, договариваться с местными правительствами.