Есть ли на рынке оружия недобросовестная конкуренция?

Слышал, что торговцы оружием из разных стран часто играют не по-джентль­менски. Гайки в воздухозаборник нашим самолётам пока ещё не подбрасывают?

   
   

А. Николаев, Смоленск

Ответ эксперта

Недобросовестная конкуренция, к которой довольно часто прибегают иностранные государства и фирмы, может проявляться по-разному. Например, совсем просто и топорно. В 2014 г. большей части российской делегации, которая собиралась поехать на авиа­салон «Фарнборо-2014», отказали в британской визе. Россия потеряла несколько сот тысяч фунтов - сущие гроши по сравнению с поступлениями валюты от продажи оружия. Но осадочек, как говорится, остался. 

«Конечно, неприятно, - говорит Виктор Литовкин, военный эксперт. - Но тот, кто хочет поговорить с нашими специалистами, обязательно прилетит в Москву, посмотрит на нашу технику, побывает на полигоне. И вообще, любая выставка в «Фарнборо» не обходится без того, чтобы нашим специалистам не дали визу. Думаю, что причина здесь ещё и в том, что там боятся нашей техники как сильного конкурента».

Бывают и более сложно составленные подлянки. Например, недавно на страницах профессионального американского издания и в ряде военных блогов появилась информация о том, что российские системы ПВО в Сирии «не видят» самолётов Израиля, которые время от времени наносят удары по войскам Башара Асада. Как раз в те дни готовился крупный пакет соглашений о поставках за рубеж зенитно-ракетных систем С-400 и С-300В4. Поэтому считается, что информационный вброс был сделан в интересах наших конкурентов - американских военно-промышленных корпораций «Рейтеон» и «Локхид Мартин».

Информационные кампании в массовых СМИ тоже могут быть использованы в целях недобросовестной конкуренции. Например, в 2013 г. в Индии проводили тендер на закупки нового истребителя. И в ряде СМИ страны вдруг появились публикации, дискредитирующие российские Су-30МКИ и военно-техническое сотрудничество России и Индии как таковое. Не факт, что из-за недобросовестной конкуренции, но победил тогда французский самолёт «Рафаль», хотя его стоимость была вдвое выше, чем российской машины.

Смотрите также: