Последнее обновление: 10.08.2016
В ходе предварительного расследования установлено, что командир Boeing 737-800, разбившегося 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону, в намеренно привел стабилизатор в режим пике, что могло стать причиной аварии.
Кроме этой версии вероятными остаются и другие: от ошибки пилотирования при плохой погоде (дождь и боковой ветер) до усталости командира самолета (для него это был десятый рейс за 11 дней) и неисправности оборудования (руля высоты).
25 марта СМИ сообщили о результатах расшифровки самописцев Boeing. По словам специалистов, официальные выводы о причинах катастрофы могут быть сделаны только по итогам следствия. Однако данные из имеющегося документа позволили сделать важный вывод: у пилота лайнера и его помощника были разные взгляды на то, как выводить самолёт из сложной ситуации. В МАК пока не подтверждают данные СМИ о последних переговорах экипажа Boeing.
По информации СМИ, полученной после расшифровки «черных ящиков», произошло следующее:
1. Самолёт дважды пытался совершить посадку в автоматическом режиме
Пилоты дважды пытались приземлиться в аэропорту Ростова-на-Дону. По данным самописцев, оба захода на посадку летчики совершали в автоматическом режиме в усложненных погодных условиях, с сильным шквалистым ветром, который постоянно менял свое направление.
2. Летчики перевели управление в ручной режим
Из-за сложных погодных условий автомат тяги Boeing, обеспечивающий движение самолета в режиме автопилота, работал плохо. В результате экипаж принял решение посадить самолет в ручном режиме.
3. Пилот и его помощник включили режим «взлёт/уход на второй круг»
На высоте около 270 м и за 6 км до взлетно-посадочной полосы аэропорта один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around, с англ. «взлёт/уход на второй круг» )*. В этот момент экипаж не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты, в результате чего самолет начал резкий и неконтролируемый взлет, а потом, потеряв управление, устремился вниз со скоростью 325 км/ч в час и под углом около 45 градусов к земле.
4. Пилот и его помощник не согласовали свои действия
Когда лайнер начал стремительно набирать высоту и выходить из-под контроля, пилоты не смогли договориться о тактике управления.
Один из них попытался выровнять скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного, при этом второй полагал, что в первую очередь следует опустить нос машины. Он наоборот пытался прекратить набор высоты и кричал на напарника: «Стой. Куда? Стоять! Стоять!».
По мнению экспертов, именно эти разногласия и привели к катастрофе. Экипаж начал согласовывать действия только тогда, когда уже начались отрицательные перегрузки машины. Однако к этому моменту уже было поздно, так как Boeing 737-800 стремительно падал. В этот момент пилоты, исходя из данных документа, лишь «кричали от ужаса и отчаяния».
Кто из летчиков совершил ошибку в управлении лайнером?
Распознать, кто из летчиков совершил роковую ошибку, эксперты пока не смогли — тембры и интонации голосов в критической ситуации в документе, предоставленном СМИ, оказались похожи. Для идентификации голосов специалисты привлекут людей, близко знавших пилотов.
*Как полагают эксперты, автопилот Boeing при переходе из режима посадки к взлету плавно меняет положение всех рулей. При совершении такого же маневра вручную летчики могут инстинктивно потянуть штурвал на себя (т.е. дополнительно заставить самолет набирать высоту), что при закрытых закрылках запускает Boeing резко вверх в режиме истребителя.