22 сентября самолет ВВС США McDonnell Douglas AV-8B Harrier II упал в море возле побережья японской префектуры Окинава после вылета с американской военной базы Кадена. Сообщение о крушении штурмовика поступило в японскую службу безопасности на море в 15:30 (9:30 МСК). Местные власти заявили, что пилот разбившегося самолета успел катапультироваться. На месте происшествия проводится спасательная операция, выясняются обстоятельства и причины крушения.
АиФ.ru рассказывает, что представляет собой американский штурмовик AV-8B Harrier II.
Макдоннел Дуглас AV-8B «Харриер» II (англ. McDonnell Douglas AV-8B Harrier II ) — штурмовик вертикального взлёта и посадки. Состоит на вооружении Корпуса морской пехоты США, а также военно-морских сил Испании и Италии. Первый его полет состоялся 9 ноября 1978 года.
Предназначение самолета
Самолет AV-8B «Харриер» II используется для ведения всех типов атак с воздуха: бомбометание с горизонтального полета, с пикирования и на выводе из пикирования. Использует обычные и кассетные бомбы, бомбы с лазерным наведением, специальные бомбы, а также управляемые ракеты. Машина способна вести боевые действия при благоприятной погоде в дневное и ночное время.
Модификации самолета
AV-8B Harrier II — первая серийная модификация AV-8B
AV-8B Night Attack — вариант для ночных операций с ИК-системой переднего обзора
AV-8B Harrier II+ — модернизированный в 1987 году вариант AV-8B с установленной радиолокационной станцией APG-65
TAV-8B Harrier II — двухместный тренировочный вариант
ЕAV-8B Мatador II — вариант АV-8B для Испанских ВВС
Harrier GR.Mk.5 — вариант АV-8B для ВВС Великобритании с электроникой европейского производства
Конструкция самолетов
Штурмовик изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов. Часть узлов выполнена из сплавов титана. AV-8B имеет высокорасположенное крыло с умеренной стреловидностью. Самолет использует шасси велосипедного типа с двумя подкрыльевыми опорами для облегчения взлета с автомобильных дорог и с палубы авианесущих кораблей. Двигатель AV-8B «Харриер» II отличается от предыдущих вариантов увеличенной взлетной тягой.
Используемое на самолете AV-8B «Харриер» II современное радиоэлектронное оборудование дает возможность самолету выполнять широкий круг задач. Приборы на AV-8B сосредоточены впереди, органы управления основных систем оружия, навигации, связи и опознавания размещаются на верхней панели.
Для управления на режимах вертикального взлета и посадки, а также при полете на малых скоростях служит газодинамическая система управления, состоящая из пяти сопел-клапанов. На американских самолетах установлена пятиствольная пушка Дженерал Электрик GAU −12/U калибром25 мм с боезапасом 300 снарядов. На шести подкрыльевых узлах подвески размещаются две–четыре ракеты УР AIM-9L «Сайдуиндер», до четырех ракет AGM-65E «Мейврик», бомбы, неуправляемые авиационные ракеты.
Тактико-технические характеристики AV-8B Harrier II
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 14,12 м
Размах крыла: 9,245 м
Высота: 3,551 м
Площадь крыла: 21,37 м²
Стреловидность по линии 1/4 хорд: 30,62°
Коэффициент удлинения крыла: 4,0
База шасси: 3,481 м (между основными стойками)
Колея шасси: 5,182 м (между боковыми стойками)
Масса пустого: 5 822 кг
Масса снаряжённого: 6 097 кг (без боевой нагрузки)
Максимальная взлётная масса: 14 060 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг
Объём топливных баков: 4 319 л (+ 4 × 1 136 л ПТБ)
Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406
Тяга: 1 × 95,86 кН
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1 063 км/ч
Крейсерская скорость: 706–845 км/ч
Скорость сваливания: 167–245 км/ч (в зависимости от массы)
Боевой радиус: 470 км (c 6 × бомбами Mk.82 без ПТБ)
Практическая дальность: 2 502 км (без ПТБ без боевой нагрузки)
Перегоночная дальность: 3 293 км (с ПТБ без боевой нагрузки)
Практический потолок: 12 710 м
Скороподъёмность: 81 м/с (без ПТБ без боевой нагрузки с полным запасом топлива)
Нагрузка на крыло: 658 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
Тяговооружённость:
без боевой нагрузки: 1,016 (с полным запасом топлива)
при максимальной взлётной массе: 0,695
Длина разбега: 466 м (при максимальной взлётной массе)
Длина пробега: 433–561 м (в зависимости от посадочной массы)
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 × 25 мм пушка GAU-12 с 300 пат. (съёмная)
Точки подвески: 7
Боевая нагрузка:
под фюзеляжем: 454 кг
внутренние: 2 × 907 кг
центральные: 2 × 454 кг
внешние: 2 × 286 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»: 4 × AIM-9L Sidewinder
ракеты «воздух-воздух»: 6 × AIM-120 Amraam (Для версии AV-8B Harrier PLUS снабженным носовой РЛС)
ракеты «воздух-поверхность»: 4 × AGM-65E Maverick
Неуправляемые ракеты:
10 × 4 × 127 мм в блоках LAU 10A/A
10 × 7 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 68B/A
10 × 19 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 61A/A
Бомбы: свободнопадающие:
фугасные:
15 × 119 кг Mk.81 или 227 кг Mk.82
6 × 460 кг Mk.83
кассетные: 12 × Mk.20
зажигательные: 10 × Mk.77
корректируемые:
10 × GBU.12B/B
4 × GBU.16/B
Подвесные топливные баки: 4 × 1 136 л