В Каталонии, которая является испанской автономией, 21 декабря 2017 года прошли выборы в региональный парламент. Партии, выступающие за независимость региона, согласно результатам подсчета почти 100% голосов, получили 70 мест из 135, как сообщает РИА Новости.
Результаты практически подтвердили волю народа, изъявленную на референдуме, который прошел в Каталонии 1 октября. Тогда за полную независимость от Испании проголосовали 90,18% (2 044 038 человек). Против — 7,83% (177 547 человек). Явка составила 43,03% (2 286 217 из 5 300 000 человек). После этого власти Испании арестовали часть каталонских политиков, в том числе главу парламента. Сам парламент был распущен, правительство автономии во главе с Карлесом Пучдемоном — расформировано. Пучдемона заочно арестовали.
— Если по-простому, она означает бардак. Во-первых, потому что победу они одержали, набрали достаточное количество мест, но они не набрали более 50% голосов избирателей, что существенно для некой легитимности процесса, хоть это и неформальное требование, конечно. Они не получили более половины голосов жителей, которые за отделение.
Во-вторых, как склеится коалиция, еще вопрос. Отношения между партиями довольно сложные. В-третьих, допустим, склеивается она так же, как была, и Пучдемон опять становится главой Каталонии, но он не сможет въехать в Испанию. Его сразу же арестуют. Власти не прекратят преследование. У них нет на это причин. Результаты выборов не отменяют того, что он совершил антиконституционные действия, назначив и проведя референдум в октябре. Конечно, испанская сторона может пойти на жест, но тогда она будет выглядеть как совсем слабая. Получится, что они признают свое поражение. Тут все очень запуталось.
И главное, и это наиболее трудный вопрос на перспективу: жители Каталонии расколоты практически пополам. На тех, кто «за» и кто «против». И в этой ситуации продавливать любой из вариантов чревато последствиями. Можно сказать однозначно, что Мадрид очень сильно проиграл. Потому что, назначая эти выборы и разгоняя прошлый состав парламента Каталонии, он очень рассчитывал на то, что после новых выборов как минимум уменьшится представительство сепаратистов и население поддержит более активно тех, кто за Испанию. Этого не случилось. Более того, партии, которые напрямую ассоциируются с премьер-министром Испании Мариано Рахоем, просто с треском пролетели. Даже та юнионистская партия, которая формально победила и составит самую большую фракцию, против него, это не его партия. Она за единую Испанию, но против правительства Рахоя.
Так что возникла очень сложная ситуация. Как будет Мадрид реагировать, я не знаю. Конечно, они обязаны снять прямое правление Мадрида в Каталонии, потому что выборы прошли, они легитимные, выбран легитимный парламент, который и будет назначать легитимное правительство. Думаю, тут других вариантов не должно быть.