В среду, 27 мая, президент и председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф дал интервью «Ведомостям». В нём он рассказал о негативном прогнозе для экономики РФ, неотложных реформах и о сокращениях в «Сбербанке».
АиФ.ru приводит основные тезисы интервью Германа Грефа.
Оптимистичного прогноза на восстановление российской экономики нет
На вопрос об оценке нынешней экономической ситуации в РФ и прогнозе Греф ответил, что пока он не видит источников роста, которые позволили бы российской экономике выйти из негативного тренда. «У меня пока оптимистичного прогноза нет, хотя такого резкого обвала, как ожидали, и не случилось. 2015–2016 годы будут не самыми простыми для экономики в целом и для банковского сектора в частности», — отметил глава «Сбербанка».
Он добавил, что страна впадает в долгосрочный негативный тренд. «В апреле мы видим фронтальное ухудшение макропоказателей: падение розничных продаж до 9,8% в годовом выражении, инвестиций — до 4,8%, промышленности — до 4,5%, ВВП — до 4% в годовом выражении. Дефицит федерального бюджета достиг 4,4% ВВП, банковский сектор снова вышел в минус», — отметил президент «Сбербанка».
Российская система госуправления «архаична»
Отвечая на вопрос о том, будет ли правительство проводить в России в ближайшее время реформы, президент «Сбербанка» выразил мнение, что российские власти актуализируют их только тогда, когда в казне закончатся деньги. «Говорят, что реформы начинают тогда, когда заканчиваются деньги. Поэтому будем ждать этого момента», — заявил Греф.
Глава «Сбербанка» отмечает, что откат нефтяных цен к уровню $70 за баррель никак не способствует решению структурных реформ. «Чем меньше денег, тем больше стимулов к реформам. И при цене нефти в районе $70 больших стимулов к реформаторству нет. Но, может быть, и слава богу», — добавил экономист.
Реформы в стране надо начинать с исполнительной власти
Продолжая говорить о реформах, Греф заявил об опасности их проведения при действующей сегодня в России системе управления. «Прежде чем начинать реформировать нечто, нужно сначала создать эффективную систему управления. С существующей сегодня опасно начинать серьёзные, широкомасштабные реформы», — сказал глава «Сбербанка».
По словам Грефа, в центр системы должны быть поставлены интересы гражданина и бизнеса. В существующей же ситуации, по мнению главы «Сбербанка», клиентами государственной машины является руководство страны, а не граждане. «Это типичная ситуация — когда машина не нацелена на результат, она генерирует процесс. Клиентами этой машины являются не граждане, а руководство, которое, в свою очередь, не получая результата, даёт новые поручения в ещё более жёсткой форме. Машина от страха начинает генерировать еще больше документов, пытаясь угадать волю принципала и отрываясь от содержания», — пояснил Греф.
Банки должны помогать государству, а не наоборот
Отвечая на вопрос о прибыльности «Сбербанка», Греф отметил, что банковские структуры должны помогать государству, а не наоборот. По этой причине он не возьмёт предложенные государством 600 млрд рублей. «Не будем (брать 600 млрд рублей — пр. ред.), если не произойдёт ничего экстраординарного, но загадывать не хочу», — отметил экономический деятель.
Благодаря антикризисному плану «Сбербанк» сэкономит 48 млрд рублей
Говоря о том, какую экономию должен обеспечить «Сбербанку» антикризисный план, принятый в начале этого года, Греф отметил, что общая сумма составит 48 млрд рублей.
«Общая цифра сокращения расходов и капитальных инвестиций — 48 млрд рублей. По доходной части антикризисного плана мы соответствуем показателям. ЦБ поднял учётную ставку в один день на 7,5 процентного пункта, мы же не можем транслировать это нашим клиентам. Мы для себя определили порог повышения в 3 процентных пункта. Но были такие категории клиентов и продуктов, где это было сделать невозможно», — отметил глава «Сбербанка».
У российских граждан нет проблем с платежеспособностью по кредитам
Отвечая на вопрос о платежеспособности розничных клиентов «Сбербанка», Греф отметил, что на данный момент влияние сокращения доходов населения на качество кредитного портфеля не драматичное. «Мы вовремя увидели пузырь и перестроились. Уровень одобрений кредитных заявок раньше был 80%, в острую фазу кризиса — 30%. Сейчас мы уже немного смягчили требования, уровень одобрения стал выше 40%. Это, конечно, напрямую влияет на портфель и его качество. Портфель у нас перестал расти с такой динамикой, как до кризиса, а в начале 2015 года начал сокращаться», — отметил Греф.
Он добавил, что при этом качество кредитов «Сбербанка» остаётся на высоком уровне. «Пока какой-то серьёзной проблемы с платежеспособностью граждан по нашим кредитам мы не видим. Хотя в ряде банков ситуация другая, число неплатежеспособных клиентов растёт», — заявил президент «Сбербанка».
У универсальной электронной карты может быть новое будущее
Говоря о том, будет ли популярна универсальная электронная карта (УЭК), глава «Сбербанка» отметил, что у этой системы может быть «новое будущее». «Мы развиваем УЭК в несколько другую сторону, в том числе, я надеюсь, после перехода на электронные паспорта у УЭК будет новое будущее. В том числе как у региональной карты. В Московской области сейчас большой эксперимент, очень активно там разворачиваемся, в том числе как транспортная карта», — отметил Греф.
Декабрьская «атака» на «Сбербанк» была спровоцирована для дестабилизации финансовой ситуации в стране
Отвечая на вопрос о «декабрьской панике»* вкладчиков «Сбербанка», его президент заявил, что данная атака была спровоцирована для дестабилизации финансовой ситуации в России и крупнейшего в стране банка.
«Паники, к сожалению, не удалось избежать. Вы видели, что творилось. Но я могу лишь сказать: первое — атака была спровоцирована, в каждом регионе были отправлены сотни тысяч sms-сообщений, том числе большое количество рассылок делалось с зарубежных сайтов», — сказал Греф.
По словам экономиста, «отток был беспрецедентный, у нас такого за всю историю не случалось», сейчас ведётся расследование.
* 18 декабря 2014 года «Сбербанк» пережил крупную панику вкладчиков: за день они забрали порядка 300 млрд рублей за день. По данным СМИ, после оттока было переоформлено 600 млрд рублей вкладов.