Что говорят о санкциях и кризисе на Украине политологи на форуме «Валдай»?

Ответ редакции

22 октября в Сочи открывается заседание дискуссионного клуба «Валдай». В нём примут участие 109 экспертов и политиков из 25 стран мира. Главную площадку форума посетят президент России Владимир Путин и глава МИД РФ Сергей Лавров.

   
   

Тема одиннадцатого заседания форума — «Мировой порядок: новые правила или их отсутствие?». В течение трёх дней политологи проведут более десятка пленарных сессий и специальных встреч, темами которых станут кризис на Ближнем Востоке, сценарии развития украинского кризиса и вопросы глобальной конкуренции.

Международный дискуссионный клуб «Валдай» был создан в 2004 году и стал одной из ведущих мировых площадок для взаимодействия российской и международной интеллектуальной и политической элиты. В его заседаниях традиционно участвуют люди с различными точками зрения на политические процессы внутри страны и в мире.

АиФ.ru собрал ключевые высказывания участников форума.

О ситуации на Украине

По мнению президента Токийского фонда Масахиро Акиямы, на украинский кризис оказали влияние «исторические факторы, которые привели к формированию Украины, в том числе религиозные и этнические конфликты, расколы, которые происходили в стране, а также сильные связи с Россией». Политолог заявил, что Москва «старается не вмешиваться военной силой» в ситуацию на Украине, и США нет нужды делать из России врага.

Ситуация на Украине продемонстрировала «отсутствие должной ответственности и двойные стандарты при построении европейской системы стабильности и безопасности», считает ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Украинский кризис показал «крах старого мирового порядка», сказал президент Центра глобальных интересов Николай Злобин. По его словам, в конфликт на Украине уже вовлечены главные ядерные державы мира. «Я не согласен с тем, что Украина — это региональная проблема, это глобальная проблема, крах старого мирового порядка и порядка, который приходит ему на смену, который складывается путём импровизации и экспромта, где политики больших стран руководствуются чисто тактическими соображениями, не видя стратегии», — сказал Злобин.

   
   

Россия считает крайне важным не дать сорваться процессу завершения согласования линии разграничения* ополченцев и силовиков на востоке Украины, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. «Сейчас крайне важно не дать сорваться процессу завершения согласования линии разделения, что позволит установить устойчивое прекращение огня», — сказал министр в кулуарах форума «Валдай».

Отвечая на вопрос, будет ли Запад в будущем настаивать на возвращении Крыма, Лавров заявил, что мнение Запада его не интересует. «Я не интересуюсь мнением Запада на сей счёт, как не интересуюсь и его мнением относительно других внутренних вопросов Российской Федерации», — сказал глава МИД.

О санкциях

Первый замглавы администрации президента РФ Вячеслав Володин назвал «глубокой ошибкой» надежды тех, кто думал, что санкции расколют российское общество. По его словам, все в РФ понимают: «Нет Путина — нет России сегодня». Своё заявление Володин подкрепил данными соцопросов, из которых следует, что деятельность Путина одобряют 85 % россиян, а 66 % граждан не видят другого кандидата в президенты в 2018 году и хотят его переизбрания. По словам Володина, «закручивание гаек» экспертам «мерещится», а российская политическая система открыта для всех желающих.

Антироссийские санкции являются прологом к экономической войне, которая ведётся с подачи США, заявил депутат Нацсобрания Франции, сопрезидент ассоциации «Франко-Российского диалога» Тьерри Мариани.

«Благодаря санкциям, по моим подсчётам, мы можем через месяц ухудшить показатели по безработице во Франции», — сказал Мариани. Он отметил, что благодаря российской компании «УралВагонЗавод» на севере Франции, в очень бедном районе, был построен завод. Теперь банк BNP Paribas не хочет предоставлять новый кредит предприятию, потому что партнёр — компания «УралВагонЗавод» — попала под санкции.

Политик отметил, что санкции — «это совершенно глупая политика, для Европы особенно». Это как будто «стрелять себе в ногу, фактически у нас начинается кризис в сельском хозяйстве из-за прекращения экспорта», добавил он.

Какие санкции ввели против России страны Евросоюза, США, Япония, Канада и другие, читайте: Санкции против России. Список.

Антироссийские санкции могут быть сняты после достижения устойчивого перемирия на Украине, заявил РИА «Новости» в кулуарах форума член Палаты лордов Великобритании, профессор политической экономии Роберт Скидельски. По его мнению, Россия пострадает от ограничительных мер в большей степени, чем Запад.

Схожего мнения придерживается Масахиро Акияма: «Я думаю, что санкции будут сняты. Я надеюсь, это случится в ближайшее время», — сказал ТАСС президент Токийскиого фонда. «Я очень оптимистичен. президент РФ Владимир Путин и президент Украины Пётр Порошенко лучше всего знакомы с ситуацией на Украине, и они смогут найти решение этого вопроса», — добавил эксперт.

О холодной войне и мировом порядке

Холодная война закончилась без победителей, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Фёдор Лукьянов. «Вроде бы все понимают, кто победил, а при этом никто этого официально не утвердил, самое главное, не было какого-то формального соглашения, которое это бы фиксировало». По мнению Лукьянова, окончание периода холодной войны породило множество иллюзий, в том числе о том, что мировой порядок может установиться сам собой. «Но сейчас мы понимаем, что, во-первых, ничего не возникло, и во-вторых, и не могло возникнуть», — сказал эксперт.

Схожую мысль высказал президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов: «После холодной войны никто серьёзно не занимался проблемами формирования нового мирового порядка».

По мнению Игоря Иванова, после окончания холодной войны начался период «лёгкого произвольного отношения к основополагающим принципам международного права существования на международной арене». Такой подход угрожает не только одному государству, «он угрожает международному сообществу в целом», отметил он.

*Представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик на юго-востоке Украины и Киевские власти в сентябре договорились определить линию соприкосновения и создать вдоль нее 30-километровую зону безопасности.