Правда ли, что выпускникам российских школ заменят сочинение на эссе?

Категория:  Образование

Правда ли, что выпускникам российских школ заменят сочинение на эссе?

   
   
Ответ редакции

Министерство образования и науки России решило заменить выпускникам сочинение по литературе на свободное эссе. «Мы не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определённым набором литературных произведений», — отметил министр образования Дмитрий Ливанов. Ограничивать объём текста не будут, а лишь установят необходимый минимум слов. 

Ранее в Министерстве образования заявили, что сочинение вводится для выпускников школ в качестве промежуточной аттестации в конце первого полугодия. Вместо оценок экзаменаторы будут ставить зачёт или незачёт. 

Если текст будет написан плохо, во втором полугодии работу можно будет переписать. 

Школьные итоговые сочинения исчезли в 2009 году с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Итоговое сочинение, которое вводится в 2014–2015 учебном году, будет являться допуском к дальнейшей сдаче ЕГЭ. Писать сочинение школьники станут в своих школах, а проверять их будут учителя школы. Сочинение сможет принести абитуриенту до 10 баллов ЕГЭ при зачислении в вуз, который согласится учитывать эту часть экзамена. После проверки сочинение будет направлено в единую базу данных. Если школьник захочет получить дополнительные 10 балов, он должен указать это при подаче заявки на поступление. Тогда вуз возьмёт его сочинение из базы и самостоятельно оценит. 

Чем эссе будет отличаться от сочинения? 

В декабре этого года ученики будут писать свободное эссе на основе школьного курса литературы вместо сочинения. По словам председателя совета по вопросам проведения итогового сочинения Натальи Солженицыной, выпускную работу можно будет писать, основываясь на собственном опыте, и использовать примеры из литературных произведений только в качестве аргументов. 

Разработкой заданий займутся специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). При этом ни школьники, ни учителя не смогут узнать список тем заранее. Перечень тем будет отличаться в каждом часовом поясе.

Что такое эссе? 

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского: «essai» означает «попытка», «проба», «очерк», а исторически восходит к латинскому слову «exagium» (взвешивание). Создателем жанра эссе считается Мишель Экем де Монтень, автор книги «Опыты» 1580 года. 

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Другими словами, это — очерк, который трактует какие-нибудь проблемы в свободной форме, своего рода попытка передать индивидуальные впечатления и соображения, связанные с конкретным вопросом. Анализ широкого круга проблем не может быть выполнен в этом жанре.

Эссе может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. По такой работе можно легко понять мировоззрение, мысли и чувства автора. 

Эссе имеет определенную структуру и состоит из:

  • вступления;
  • нескольких тезисов и аргументов к ним;
  • заключения.

При написании эссе важно учитывать следующие моменты:

  • вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, а в заключении автор резюмирует проблему);
  • наличие абзацев, красных строк, логическая связь абзацев; 
  • стиль изложения: эмоциональный, экспрессивный, художественный. Этого можно достичь за счёт коротких, простых, разнообразных по интонации предложений и умелого использования такого знака препинания, как тире;
  • автор эссе должен избегать усложнённых и неясных предложений, но при этом предъявить читателю не исчерпывающий, а собственный взгляд на проблему, которая побудила его к таким размышлениям.

В отличие от сочинения, автору эссе не обязательно писать литературоведческую работу, демонстрировать отличное знание текста литературного произведения, литературно-критических работ, посвящённых данному произведению, биографии автора и особенностей его творчества. 

Что такое сочинение? 

Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение мыслей, знаний ученика на заданную тему. B учебном процессе чаще всего используются следующие виды сочинений:

  • по литературе (сочинение по художественному произведению, которое подразумевает знание материала и наличие собственных мыслей по тексту);
  • сочинения-миниатюры;
  • сочинения-рассуждения на заданные темы (например, «Как я провёл лето», «Каким я хочу быть»);
  • сочинения по картине;
  • сочинения-описания (например, какой-то личности).

Сочинение состоит из:

  • вступления;
  • содержания;
  • заключения.

Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Эта часть может содержать факт из биографии автора, описание исторического периода и объяснение литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы. В начале сочинения можно описать название темы, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части. 

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного текста в соответствии с заданной темой. В этой части следует избегать пересказа литературного произведения и изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части нужно сформулировать свои мысли о прочитанном, а также показать знание литературного текста и умение логично, аргументированно и стилистически грамотно анализировать его. 

В конце сочинения автору нужно обязательно выделить главное по теме сочинения. Заключительная часть должна быть короткой и логически связанной с первыми двумя частями. В ней может быть выражено личное отношение автора сочинения к литературному тексту, к событию, к героям, к проблеме.

Самой большой по размерам должна быть основная часть сочинения, вступление — примерно вполовину меньше, заключение — ещё меньше по объёму.