Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице — Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков.
АиФ.ru рассказывает об интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий — торгового мореплавателя.
Татуировка как оберег
Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo»*, но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.
Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.
Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов
Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.
«Паспорт» пирата
В Англии все пираты имели специальные «каперские* свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.
Пиратство поощрялось государством
Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.
Серьга в ухе как знак привилегии
Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн*, где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.
Изображение женщин на носу корабля
Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра* изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.
Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.
Неприкосновенный сундук
Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.
Обед на мокрой скатерти
У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.
Морские небоскрёбы
Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.
Женщина на корабле — к несчастью
Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.
Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье — рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.
Купание на экваторе
Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты*, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.
*tattoo — на таитянском диалекте полинезийского языка слово «татау» обозначает рисунок.
** - Каперские свидетельства — во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе.
*** мыс Горн — крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.
**** ростра — от лат. rostrum — клюв, носовая часть корабля.
*****кнехт — парная тумба с общим основанием на палубе судна, которая служит для крепления канатов.