Как «Дождь» и другие каналы сотрудничают с кабельными операторами?
Оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» объявил о прекращении трансляции телеканала «Дождь» с 10 февраля. После скандального опроса о блокаде Ленинграда многие кабельные операторы России расторгли договор с каналом. В результате «Дождь» лишился доступа к 85 % аудитории.
Операторы кабельных сетей (кроме «Триколора») платили «Дождю» определённую сумму в месяц за каждого абонента, имеющего возможность смотреть канал в соответствующих пакетах. Чтобы привлечь отказавшихся от канала операторов и новых партнёров, руководство «Дождя» публично заявило о том, что будет отдавать сигнал канала бесплатно до конца 2014 года, если кто-то захочет его транслировать.
АиФ.ru рассказывает, по каким схемам сотрудничают кабельные операторы с телеканалами в России, а также в чьих интересах платить за качественный контент и доступ к зрительской аудитории.
Как работает кабельное ТВ
Оператор кабельного телевидения вначале получает лицензию на вещание у специальной комиссии при правительстве или в местных органах власти. С властями также заключается контракт на прокладку кабеля, который соединяет дома телезрителей с общей приёмной антенной.
Далее владельцы кабельной сети — операторы — заключают контракты с различными телеканалами: местными, национальными и иностранными. Чем разнообразнее будет набор каналов, тем лучше для оператора, поскольку есть возможность привлечь разную аудиторию зрителей.
Телезрители, которые называются абонентами КТВ, вносят операторам ежемесячную плату и получают специальное устройство — декодер, которое в качестве приставки к телевизору предлагается фирмой, владеющей кабельной сетью. Такой декодер позволяет просматривать программы только той сети, абонентом которой стал владелец данного телевизора.
Финансовые обязательства между операторами и каналами
Оператор и телеканалы могут сотрудничать как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Всё зависит от рейтинга и популярности канала, особенности аудитории оператора кабельного ТВ и многих других экономических факторов.
Как правило, телеканалы с высоким рейтингом и эксклюзивными программами требуют от кабельных операторов оплату своего сигнала. В этом случае затраты оператора закладываются в стоимость абонентской платы. Оператор предоставляет каналу отчёт о количестве активных зрителей, согласно которому и происходит расчёт. Обычно такие схемы практикуют небольшие операторы, для которых важно количество абонентов. Соответственно, чем интереснее и разнообразнее будет контент, тем больше будет потребителей. Лишение зрителей доступа к интересному контенту вызывает отток аудитории и падение доходов сетей.
Бывает и так, что крупные кабельные сети и сети-монополисты требуют от телеканалов оплату за возможность быть доведёнными до абонентов. Каналы таким образом получают доступ к широкой аудитории и могут зарабатывать на рекламе. К примеру, телемагазины всегда платят оператору сами.
В ситуации с «Дождём» телеканал пытался зарабатывать на рекламе и одновременно хотел получать деньги от операторов кабельных сетей. При этом крупному монополисту «Триколор ТВ» телеканал сам доплачивал за возможность получить доступ к аудитории. Таким образом, канал обходился абонентам «Триколора» дешевле, чем клиентам других операторов. Месячный доступ к «Дождю» в «Триколоре» стоил 50 рублей. Для сравнения, за годовую подписку на полный доступ к сайту телеканала требовалось заплатить 1000 рублей.