Основная цель инициативы – установить обязательный сбор (налог), а не плату за услуги. Данный налог поможет сделать пациента активным участником системы, изменить психологическую задачу позиционирования пациентов в системе, наладить статистику, сделать прозрачным учет количества услуг и пациентов, изменить качество медицинской помощи и более точно тратить деньги ОМС.
Ситуацию подробно прокомментировал президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский:
— Мы действительно предложили Министерству Здравоохранения рассмотреть вопрос о налоговом сборе за обращение к врачу и пребывание в стационаре. Но, конечно, сбор не именно с пенсионеров, а со всего населения, и конечно, с оговорками, что цифра должна обсуждаться и она совершенно не имеет никакого решающего значения. Размер этого налога является самостоятельным и отдельным вопросом.
Я предложил размер налога в 100 и 500 рублей исходя из той практики, что работающие люди чаще ходят не в поликлинику, а в частные центры, где платят намного большие деньги, и чувствуют там себя именно как потребители. Ведь человек, который заплатил, требует соответствующего отношения к себе. А не такого, которое сегодня на себе испытывает большинство пациентов, которые приходят в больницы и поликлиники, будучи зависимыми от них.
Естественно, как и при любом другом налоге и сборе, есть льготы для малоимущего населения и для пенсионеров, инвалидов и детей. Это даже не обсуждается.
Суть моего предложения в следующем. Данный сбор должен стать контрольным налогом, потому что на сегодняшний день в системе здравоохранения большая часть медицинской помощи является приписками. Система оплаты устроена так, что пациент в общем-то не нужен, нужна запись, и деньги будут перечислены и получены лечебным учреждением. А если пациент заплатил хотя бы 20-30 рублей, то у нас два налога встречаются. Есть один налог, к которому все привыкли и который распределяется приписками, количеством, и, соответственно, мы не можем вести статистику, не можем ничего посчитать. А навстречу ему идет налог потребителя, то есть, получается, услуг. Так мы имеем возможность получить прозрачную систему не только учета, но и оказания услуг, и впервые посчитать, сколько услуг на самом деле оказывается, сколько они стоят.
В том числе пациент получает возможность влиять на весь процесс, потому что я предложил, чтобы этот налог шел на администрирование, на информатизацию и на контроль качества медицинской помощи, которые, как мы знаем, практически отсутствуют.
Но отмечу важное – налог не идет на медицинскую помощь, потому что у нас медицинская помощь у нас бесплатная. Это налог, а не плата. Налог поступает в бюджет и должен расходоваться на те функции, как информатизация и администрирование, которые в интересах самих пациентов.
Еще раз отмечу, что для такого рода контроля размер налога не важен.
Читайте также:
Александр Саверский: «Платная медицина - сигнал к беспорядку в стране»>>