Правовые аспекты
В том случае если вы зарегистрировались на рейс, но опоздали на посадку, авиакомпания имеет все основания вас на рейс не посадить.
Дело в том, что отношения пассажира и авиакомпании регулируются Гражданским и Воздушным кодексами, а также «Общими правилами воздушных перевозок».
Именно в этих документах сказано, что:
§ Покупая билет, вы автоматически заключаете с авиаперевозчиком договор воздушной перевозки, что влечёт за собой соответствующие права и обязанности сторон.
§ Пассажир должен прибыть к выходу на посадку не позднее времени окончания посадки на рейс.
§ Опоздавшему может быть отказано в перевозке данным рейсом. В этом случае багаж пассажира будет снят с самолёта.
Воздушный кодекс, кроме того, допускает установление авиакомпаниями своих условий для перевозок, но они не должны ухудшать уровень обслуживания пассажиров.
При покупке билета внимательно прочитайте правила авиакомпании и особенности выбранного тарифа. Ваш билет может иметь определённые ограничения по возврату или внесению изменений.
Вернут ли деньги опоздавшим на самолёт? >>
Как проходит посадка?
Обычно посадка на рейс заканчивается за полчаса до вылета. Точное время написано на посадочном талоне. В случае задержки рейса или изменения выхода на посадку соответствующая информация появляется на табло. Обратите внимание: даже если в прошлых путешествиях у вас был «удачный» опыт и посадка в самолёт начиналась гораздо позже заявленного времени, это вовсе не означает, что такие заминки будут происходить каждый раз.
Совет: если вы зарегистрировались через Интернет и посадочный талон у вас на руках, всё равно рекомендуется приезжать в аэропорт заранее. Обязательно учтите время, необходимое для сдачи багажа и прохождения паспортных и таможенных формальностей. Кроме того, при регистрации через Интернет в посадочном талоне обычно не проставляется номер выхода на посадку — его надо уточнить в аэропорту.
Перед тем как закрыть ворота для опоздавших пассажиров, сотрудники аэропорта несколько раз повторяют их имена и фамилии по громкоговорителю. Однако следует помнить, что самолёт не будет долго вас ожидать, поскольку это, согласно внутренним регламентам аэропортов, влечёт за собой штрафы для авиакомпании.
Если вы пришли к закрытым воротам, то вы считаетесь опоздавшим на рейс. Даже если самолёт ещё стоит на взлётно-посадочной полосе, у вас крайне мало шансов попасть на него. В исключительных случаях представители авиакомпании могут пойти вам навстречу и успеть посадить вас на самолёт, но на практике это случается крайне редко.
Напомним, согласно указанным выше нормативным актам, опоздавшему может быть отказано в перевозке данным рейсом. Авиакомпания имеет на это законное право.
Что делать, если опаздываешь на самолёт? Памятка-инструкция >>
Что делать при опоздании?
Обратитесь к сотруднику авиакомпании, он поможет вам подобрать билеты на другой рейс. Обладателя билета бизнес-класса посадят на следующий рейс при наличии свободного места без дополнительных затрат с его стороны.
Если же у вас на руках билет эконом-класса, то есть шанс вернуть себе часть стоимости. Ещё один вариант — заменить его билетом на другой рейс с доплатой недостающей суммы. Возможно это только в том случае, если у авиакомпании найдётся место на борту следующего самолёта.
Бывают билеты, которые не позволяют при опоздании получить возврат части денежных средств. Это так называемые невозвратные тарифы, либо билеты, купленные по специальному тарифу в рамках промо-акций. В этом случае вам придётся заплатить штраф или приобрести новый билет, в зависимости от условий вашего тарифа.
Если вы приобрели авиабилет в туристическом агентстве, то при опоздании на рейс следует связаться с оператором агентства для решения вопросов изменения даты и времени перелёта.
При подготовке использованы материалы правовой базы КонсультантПлюс.