…Как формируются цены на бензин?

Категория:  Архив

Составляющие стоимости бензина таковы: сырьё + стоимость переработки + налоговая составляющая + наценка. Если растет цена на сырьё (т.е. если дорожает нефть ), цены на бензин растут. Но логику нефтяников периодически действительно сложно понять: иногда цены поднимают, даже если нефть дешевеет.

   
   

Пресс-служба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) задается тем же вопросом. В ведомстве полагают, что дело в сильной монополизации нефтяного рынка. Что это значит?

Компании, добывающие и перерабатывающие нефть, являются её продавцами.

Поэтому, когда цены на нефть падают и добытчики теряют на продаже сырья, они добирают упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт - топливо.

Позор и прибыли

Эксперты называют подобную ситуацию «позором» и винят всё ту же монополизацию рынка. «Нефтеперерабатывающие заводы принадлежат всего лишь нескольким холдингам. И борьба, которую ведёт с ними ФАС, результатов не приносит, - рассказал «АиФ» Александр Пасечник, эксперт Фонда национальной энергобезопасности. - Потому что выписываемые им штрафы несоизмеримы с теми прибылями, которые монополисты получают, нарушая закон. Да и эти штрафы не выплачиваются полностью. У нефтяников сильные юристы, а законодательство в отношении монополистов у нас пока ещё слабое».

Другая сторона медали

В то же время, эксперт портала «Нефть, газ и фондовый рынок» («НГФР») Денис Захаров обращает внимание: нефтяники могут сдерживать только собственные затраты, но не могут повлиять на налоговую составляющую. А налоги, как известно, растут. Примерно в таких же пропорциях и в те же сроки поднимаются акцизы и на дизельное топливо. Все эти деньги затем выплачиваются нефтеперерабатывающими заводами в бюджет страны. Увеличение акцизных платежей неизбежно повлечёт за собой рост цен на АЗС.

   
   

Как обстоят дела в других странах? В ключевых нефтедобывающих странах - Саудовской Аравии, ОАЭ, Венесуэле - цена топлива регулируется государством и не меняется уже несколько лет.

А вот цены на бензин в России, которая является крупнейшим экспортером сырья, сравнимы со стоимостью топлива в странах, которые нефть завозят, например в США.

Что будет делать ФАС

В октябре этого года Федеральная антимонопольная служба заявила о намерении запустить до конца года специальную программу, которая будет следить за тем, как складываются цены на оптовом рынке нефтепродуктов. По оценкам экспертов ФАС, новая разработка обойдётся в полтора с лишним миллиона рублей. Речь идёт о программном комплексе, который позволит смоделировать ту или иную ситуацию и сделать вывод: был ли факт нарушения антимонопольного законодательства или нет.

«Например, мы хотим понимать, может ли приостановка работы нефтеперерабатывающих заводов в связи с ремонтом стать причиной роста стоимости топлива, и насколько в этом случае могут повыситься цены», – пояснил заместитель руководителя антимонопольного ведомства Анатолий Голомолзин.