Что значит словосочетание «Торжество Православия»?
НАПОМНИМ | |
---|---|
Великий пост в этом году начался 18 марта, длится он 48 дней. Праздник Пасхи в 2013 году выпадает на 5 мая. |
Название объясняется так: в этот день празднуется победа и торжество Православной церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами – проводится своего рода чёткое разделение истины и лжи.
Важно, что название установлено в память о конкретной победе – победе над ересью иконоборчества (учения, которое отрицало почитание икон).
Иконопочитание, которое основано на Священном Писании, т. е. Библии, и являлось обычаем у первых христиан, вплоть до VIII века оставалось неприкосновенным. Но в 730 году византийский император Лев III Исавр запретил его. Православные почитатели икон, в особенности монахи, которые боролись за право изображать на иконах Иисуса Христа, Богоматерь, святых и молиться перед ними, подвергались серьёзнейшим гонениям. Их заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Тысячи икон, равно как и фресок, мозаик, изваяний святых, были уничтожены. Считается, что по своей жестокости эти гонения были сравнимы с гонениями на христиан языческих императоров Диоклетиана и Нерона.
Только в 843 году в Константинополе по инициативе царицы Феодоры был созван Собор для восстановления почитания икон в Церкви. Собор осудил иконоборцев как еретиков.
А после завершения Собора, в первое воскресенье Великого поста – 19 февраля в 843 году, состоялось особое торжество. Патриарх Константинопольский Мефодий установил праздничное богослужение – так и появился особый чин, называемый «Торжество Православия». В рамках этого праздника духовные лица и миряне вышли на улицы Константинополя с иконами в руках, к ним присоединилась и сама царица Феодора.
Именно в честь этого события Церковь и празднует Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста.
Богослужебные особенности этого дня таковы: в храмах служится Литургия Василия Великого, а после Литургии – чин Торжества Православия. Он служится на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.
Каковы особенности чина Торжества Православия?
Итак, чин Торжества Православия символизирует победу Церкви над всеми ересями и расколами. В нём утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
В рамках богослужения в этот день благословляются как сами иконопочитатели, так и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии.
В этом контексте важно рассказать и о т. н. чине анафематствования, который вплоть до 1917 года читался в этот день в Церкви.
Что такое анафема?
Вот простое определение, которое даёт этому понятию Православная энциклопедия:
Анафема – это «отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств», которое применяется в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения и провозглашается соборно. Под тяжкими прегрешениями имеется в виду прежде всего измена Православию и уклонение в ересь или раскол.
Анафема Церкви – это так называемое «великое отлучение». Его не стоит путать с просто «отлучением», то есть с временным исключением индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах, а для духовных лиц – и с запретом занимать церковные должности.
Важно понимать, что предание анафеме не является «проклятием», т. е. не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь. Считается, что при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята, более того, она может быть снята и после смерти.
Так вот, здесь необходимо важное уточнение. В нашей стране сам чин был ведён ещё в XIV веке, но текст сегодняшнего богослужения сильно отличается от первоначального. Вначале чин Торжества Православия включал множество имён тех, кому провозглашалась анафема, в том числе, к примеру, Степана Разина, Григория Отрепьева и др. В конце XVIII века чин был исправлен, из него исключили имена многих гражданских преступников. Затем в 1801 году чин был снова существенно сокращён, в нём стали перечисляться только ереси, без упоминания имён самих еретиков. В 1869 году из текста были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин Торжества Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.
Читайте также: Рецепты постных блюд >>
Но после революционных событий 1917 года анафему перестали объявлять. Изначально это было связано с нежеланием Церкви усугублять и без того враждебное отношение новой власти к православию. И на сегодняшний день этот чин (чин анафематствования) в качестве общецерковного не восстановлен. Вместе с тем верующие люди помнят о том, что первое воскресение Великого поста – Торжество Православия и праздник победы истины.
Текст анафематствований в том виде, в каком они провозглашались клиром от имени Церкви до 1917 года, можно прочесть по этой ссылке.
В подготовке текста использованы материалы «Православной энциклопедии», сайтов Patriarchia.ru, Pravmir.ru, издания «Татьянин день».