Это последняя книга Библии и единственная пророческая книга Нового Завета; она была написана, согласно церковному Преданию, одним из двенадцати апостолов – Иоанном Богословом.
Большая часть Апокалипсиса повествует о финале земной истории человечества, поэтому в современном сознании это слово, как правило, ассоциируется с чем-то ужасным, катастрофическим.
Как Библия трактует «конец света»? «Страшный суд» по христианским представлениям – это заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом.
В новозаветных текстах упоминания о Страшном суде носят чаще всего аллегорический характер — отделение агнцев от козлищ (Мф. XXV, 31-33), притча о девах разумных и неразумных (Мф. XXV, 1-13) и др.; но, безусловно, самое подробное описание грядущего Страшного суда содержится в «Откровении».
Кем был Иоанн Богослов?
Апостол Иоанн был одним из ближайших учеников Христа. То, что текст «Откровения» принадлежит именно Иоанну Богослову, подтверждается свидетельствами его учеников и признается Церковью. С его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: помимо Откровения, это четвертое Евангелие (от Иоанна), а также Послания.
Когда и где было написано Откровение?
О времени написания Апокалипсиса ведутся споры, но считается, что труд был создан не позднее начала II века. Местом написания Апокалипсиса считается остров Патмос, упоминаемый самим Иоанном Богословом как место получения им откровений. Патмос находится в Эгейском море, к югу от города Ефеса.
Толкования
За прошедшие 20 веков появилось множество различных толкований Апокалипсиса. Их обычно разделяют на четыре группы. Первые относят пророчества апостола Иоанна Богослова к «последним временам», второму пришествию Христа и Страшному суду. Другие рассматривают Откровение с точки зрения исторических событий, таких, как гонения на христиан в I вене н.э. Третьи ищут в современной истории признаки апокалиптических предсказаний. Четвертые трактуют Откровения как источник не столько пророчеств, сколько нравственных аллегорий.
Вместе с тем, нужно помнить, что нигде в Библии нет указания о точном дне Страшного суда: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один», говорится в Евангелии (Мф., 24: 36).
Особенности изложения:
- Вневременность и слияние исторических эпох: духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину; автор Апокалипсиса некоторые события будущего описывает, как прошедшие, а прошедшие - как настоящие: ведь апостол говорит не о хронологической последовательности событий.
- Символичность: символы и аллегории дают возможность автору Апокалипсиса говорить о сути мировых событий через обобщение. Так, например, глаза символизируют ведение (знание), много глаз — совершенное ведение (всеведение). Рог — символ власти, могущества. Длинная одежда означает священство; венец — царственное достоинство; белизна — чистоту, непорочность; город Иерусалим, храм и Израиль — символизируют Церковь.
- Числа тоже имеют символическое значение: три — символизирует Троицу, четыре — символ мира и мирового порядка; двенадцать — народ Божий, полноту Церкви (то же значение имеют числа, производные от 12-ти, как 24 и 144000). Большое значение придается числу семь (семь печатей; композиционно книга делится на семь частей).
Образы из «Откровения»
Агнец - это символическое наименование Иисуса Христа, принесшему себя в жертву для спасения человека.
Книга Жизни - согласно христианской традиции, книга, в которую записаны имена праведников. Она запечатана 7 печатями, открыть которые может только Агнец Божий перед наступлением Страшного суда.
Четыре всадника Апокалипсиса – это персонажи шестой главы «Откровения». Они появляются друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырех печатей Книги Жизни (всего печатей, как уже было сказано, - 7).
Первым появляется всадник на белом коне, он символизирует рождение человека, имеет лук и венец и назван Иоанном «победоносным». Вторым появляется рыжий скакун, на нем — всадник с мечом, считается, что в тексте он символизирует истребительную войну. Третий всадник на вороном коне держит в руках весы и символизирует взвешенную зрелость. Четвертый всадник на белом коне, «которому имя – смерть».
7 ангелов Апокалипсиса и 7 труб символизируют собой конец времен и суд Божий: «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить». В древности, звук трубы (рога) использовался для предупреждения об опасности, подачи сигналов в сражении или возвещал о важных событиях.
«Страшный суд» - одна из важнейших тем мирового искусства. Так или иначе ее затронули большинство великих художников, в том числе Микеланджело, Эль Греко, Альбрехт Дюрер, Николай Рерих и другие.
Авторы, безусловно, привнесли в произведения свое личное видение, интерпретируя образы Ангелов Апокалипсиса, Всадников (Воинов) и самого Судного дня. Но глядя на эти работы, можно предположить, как будет развиваться Апокалипсис в его христианском «сценарии».