На вопрос отвечает ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной физиологии Научного центра неврологии РАМН, доктор медицинских наук Наталия Пономарева.
Давайте попытаемся нарисовать обобщенный портрет интеллектуального долгожителя.
Только цифры | |
---|---|
72% 65-летних людей, опрошенных в 12 странах мира, заявили, что они не чувствуют себя старыми. Этот показатель выше всего в Германии – 80%. |
В детстве он рос маминым любимчиком. Человек, который ребенком был окружен материнской любовью и защитой, менее чувствителен к стрессам. А стрессы губительно влияют на мозг. Нервная система при стрессах перевозбуждается, в организме повышается уровень адреналина, кортизола, мозг закисляется и его клетки гибнут. Тем, кто подвержен стрессам, не выдержать интеллектуального марафона.
Ему повезло с учителями – учиться было интересно. Он впитывал знания, как губка. А раз он в детстве и юности много работал головой, связей между нервными клетками – синапсов – у него создалось тоже много. Без этих связей работа мозга невозможна. Они закладываются в детстве, в большом количестве, но сохраняются только те из них, которые используются, перерабатывая различную информацию. Те клеточные связи, которые простаивают, разрушаются. Но даже если к старости у бывших прилежных учеников какая-то часть синапсов погибает, тех, что остались, хватает для интеллектуальной работы.
Он всегда отличался неплохим здоровьем и ему хватило ума свое здоровье не растерять. Мозг не запасает питательные вещества, он получает их с кровью. Питание мозга зависит от состояния кровообращения всего организма. А кровообращение в пожилом возрасте хорошее у того, у кого здоровое сердце и сосуды. Сберечь сердце и сосуды нам позволяют банальные правила: не надо курить, не надо объедаться, зато надо достаточно спать и если уж не заниматься спортом, то хотя бы двигаться. Тогда не будет проблем с головой в старости.
На заметку | |
---|---|
Еженедельные прогулки по 9–14 километров в молодости помогают сохранить память в старости. |
Работа у него была интересная, и чтобы выполнять ее хорошо, ему все время приходилось учиться чему-то новому. Когда человек учится, не важно, в каком возрасте, у него начинают работать те гены, которые были активны во время роста и развития организма в детстве и юности. Они дают команду, чтобы увеличивалась толщина коры мозга, создавались связи между нервными клетками, появлялись новые отростки у нейронов… Получается, что если мозг активно работает, он в любом возрасте продолжает развиваться.
Он умеет радоваться жизни. Когда мы испытываем положительные эмоции, мозг вырабатывает эндорфины – такие вещества, которые оберегают его же от действий стресса. К тому же эндорфины улучшают память. Но запастись ими впрок нельзя. Поэтому положительными эмоциями надо «подпитываться» постоянно.
Он философски относится к уколам судьбы и мелкие неприятности не принимает близко к сердцу. И тем защищает себя от стрессов, разрушающих клетки мозга.
Он достаточно разумен, чтобы прислушиваться к рекомендациям врачей. Следит за артериальным давлением, принимает лекарства, если в этом есть необходимость.
Смотрите также:
- ...Почему положительные эмоции тормозят старение мозга? →
- ...Правда ли, что за ощущение счастья отвечают гормоны? →
- Может ли человек достигнуть бессмертия? →