Стоит ли бороться за урожай на приусадебном участке? За и против

Как правило, после ударного отдыха на грядках сил доползти до шезлонга уже просто не остаётся. © / istockphoto.com

Согласно опросам, садовый, дачный или приусадебный участок есть у 48% россиян. Ещё 21% хотели бы его иметь. 

   
   

При этом за 13 лет доля тех, для кого кусок земли — это возможность обеспечить в той или иной мере семью продуктами, снизилась (с 61 до 52%). А вот в ряду тех, для кого дача — отдых, прибыло (с 28 до 40%). Один из аргументов, который любят приводить люди, променявшие лопату на шезлонг: картошку дешевле купить в магазине, чем вырастить самому. Так как всё-таки проводить время на своих сотках? Стоит ли полученный урожай вложенных в него усилий? 

За

Виталий Чуприн, водитель, Рязань:

Все прелести работы на земле начинаешь осознавать с возрастом. Дачу рядом с городом мы купили ещё в разгар пандемии коронавируса — хотели уединиться. Небольшой участок, старенький деревянный домик, сарай... Скромно, да. Но нас всё устроило.

В первый год было не до отдыха — надо было привести в порядок территорию, отремонтировать постройки, хлам всякий вывезти. Укрепили дом, поставили забор, коммуникации подвели. Словом, обустроили всё так, чтобы в следующие годы приезжать и с комфортом отдыхать. Мы ведь именно про отдых на свежем воздухе и думали, когда покупали участок. И вот наконец у нас появилось место, где можно проводить время с детьми в выходные, пожарить шашлыки, просто в шезлонгах в тени посидеть. Но...

Шашлыки у нас и сейчас бывают. А сидеть сиднем в шезлонгах оказалось неинтересно — от безделья ещё больше устаёшь. В итоге мы не выдержали и решили заняться садом и огородом. Начали с посадки фруктовых деревьев. А потом и за овощи принялись. Но без теплицы приходилось высаживать их позже, поэтому нынешней весной я решил ещё и теплицу поставить. Сейчас вскопали землю, сделали грядки — приступаем к посадке. Вода у нас своя — скважину пробурили.

   
   

Эта дополнительная физическая нагрузка совсем не в тягость. Более того, мы ещё и кругозор расширили, знания новые получили, когда начали разбираться в сортах томатов, редиски и прочей капусты. А какая это радость — наблюдать, как из маленького ростка вытягивается плеть и даёт ведро огурцов. Или у тебя на глазах вырастает огромный кабачок...

В общем, теперь каждый год мы всей семьёй с нетерпением ждём, когда тепло настанет, чтобы сажать, пропалывать, подрезать, удобрять. Дети тоже свои знания о жизни расширяют. Этот опыт всегда пригодится.

Против

Олеся Тимофеева, юрист, г. Нижний Новгород:

Для меня с детства дача — сплошной стресс. Родители купили заветные сотки, когда мне было 12 лет. Каждые выходные надо было ехать туда, полоть, сажать, поливать. А так хотелось погулять! И странно было потом слушать, как мама обзванивала родственников с настоятельными требованиями взять кабачки или таз с помидорами. Так зачем надо было столько сажать?!

Как-то мы вырастили огромную тыкву. С трудом запихали её под стол на кухне. Наши ноги там уже не помещались. Отец как-то гневно сказал: «Надо тыкву эту выкинуть к чертям!» На что мама резонно ответила: «Она ещё не сгнила, подожди!» У нас соседа по даче разбил инсульт, когда он на себе на электричку тащил огромный мешок с огурцами-переростками — не бросать же!

Время в нашей жизни — самое ценное. А ещё — здоровье. А не овощи и ягоды. У нас в Нижегородской области в среднем летом кило хороших краснодарских помидоров можно купить за 100 рублей. Я покупаю 3—4 штуки в неделю, чтобы салат сделать. Куда мне тонны, которые мы выращиваем на даче? Я уже не говорю про стоимость семян, рассады, удобрений и всего остального, что нужно покупать в течение сезона.

Мама обижается, когда я не приезжаю окучивать сотки. Но я и так всю неделю работаю не поднимая головы! Поэтому в выходные хочется разобраться с домашними делами, уделить время детям и мужу, заняться собой, а не стоять вниз головой на грядках.

Сколько раз просила родителей всё засеять газонной травой и просто отдыхать... У нас ведь и участок на берегу озера расположен! Но мама с папой привыкли всю жизнь трудиться, их не переубедить.

 

Как появились те самые 6 соток

История вопроса

Моду на дачи на Руси ввёл Пётр I. Он раздавал земли вокруг Петербурга элите и фаворитам: пусть свежим воздухом дышат, а заодно и пригороды осваивают. 

В XIX веке уже не только знать, но и просто состоятельные горожане оценили прелести загородной жизни. 

А после Великой Отечественной дачные участки начали выдавать массово, чтобы народ мог прокормить себя сам. Оптимальный их размер обосновал в своей книге «Индивидуальный огород» (1944) профессор Виталий Эдельштейн. Он рассчитал, какие основные культуры в каком количестве надо вырастить, определил необходимую для этого площадь и умножил на «коэффициент семейственности» (количество членов в семье). Получились те самые 6 соток, которые закрепило в 1949 году постановление Совета министров. «Первоначально там можно было ставить только времянки, непригодные для проживания, но постепенно дома становились всё больше. Тон задавали руководители партии и творческая интеллигенция», — поясняет председатель Архангельского регионального отделения Союза садоводов России Михаил Силантьев. 

В 1990-е для некоторых россиян дачный участок снова стал возможностью прокормить себя, хотя наиболее предприимчивые граждане в это время умудрились обзавестить целыми поместьями.

Ни огурцом больше!

А как у них

По словам председателя Московского союза садоводов Андрея Туманова, дача (та, к которой мы привыкли) есть только в России и странах бывшего СССР. Да, американцы организуют огороды, стригут газоны, жарят барбекю. По сути, всё те же дачные заботы. Вот только не наездами. В частных домах они живут круглогодично.

В Германии, например, большая часть жителей дачные участки арендует. Тем же, кто владеет собственной землёй, запрещено возводить капитальные постройки. Максимум — сарайчик для хранения инвентаря или крошечный домик. Выращивать овощи можно только в строго ограниченном количестве, а деревья — только не выше 2,5 метра.

У японцев проблемы не только с землёй, но и со временем. Отпуска короткие — не дольше полумесяца. Элементарно некогда заниматься огородами. В основном разбивают сады.