Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко пожаловалась премьеру Михаилу Мишустину на «силиконовый» вкус укропа, выращенного из импортных семян.
«Трава при Союзе точно была зеленее, и запах у неё был лучше», – сказала она. Сможем ли мы когда-нибудь избавиться от зависимости от чужих семян и что для этого нужно сделать?
Ситуация с семенами и селекцией у нас катастрофическая. В некоторых сегментах, например, по сахарной свёкле, доля импортных семян доходит до 98–99%. От 50 до 70% (в зависимости от регионов) занимают на рынке иностранные семена подсолнечника, кукурузы, ячменя и рапса. Про овощи можно и не говорить. У нас практически прекращено семеноводство овощных культур. Мы полностью зависим от зарубежных компаний-монополистов. Если они перестанут нам поставлять семена, производство сельхозпродукции у нас рухнет.
Проблема импортозамещения существует давно. Развал СССР привёл к запущению сельского хозяйства. Селекционные центры, созданные в советские годы, влачат жалкое существование. Но при желании восстановить семеноводство в стране можно в течение 2–3 лет. Нужны мощные финансовые вливания в инфраструктуру – поднимать и развивать отечественные селекционные центры, чтобы они создавали сорта, которые будут приспособлены к местным условиям. Так, зарубежные семена не выдерживают наших морозов. Нам нужно выращивать свои и не тратить миллиарды на покупку чужих. Там, где нет оборудования и техники, необходимо их закупить. Следует уделять больше внимания молодым кадрам, повышать им зарплаты. Например, в Новосибирске кандидат наук получает 25 тыс. Это практически уровень прожиточного минимума. Потому и нет среди молодёжи желающих заниматься селекцией.
Недавно в Госдуму внесли законопроект «О семеноводстве». Его пытаются принять уже 20 лет. Там всё прописано правильно, но есть большие сомнения, насколько реально это воплотить в жизнь. Если под исполнение закона не будет выделяться бюджет, если в науку не пойдут инвестиции, то самый правильный закон ничего не даст.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции