Сельское хозяйство вместо охоты. Почему люди пришли к оседлости

Елена Поплева / Из личного архива

Автор и книга
Билл Брайсон, современный английский писатель и популяризатор науки. Его книга «Краткая история быта и частной жизни» была впервые опубликована в Англии в 2010 году. Прочитав ее, трудно не согласиться с мнением одного из рецензентов, который считает, что читатель сможет почерпнуть отсюда достаточно сюжетов для застольной болтовни как минимум на пять лет.
Каждый из нас посещал уроки истории в школе. При этом о жизненном пути обыденных вещей, которыми мы пользуемся каждый день, в том числе и связанных с садоводством, нам известно поразительно мало.    
   

Впрочем, сейчас есть шанс восполнить пробелы. Мы подготовили для вас несколько увлекательных историй* из книги Билла Брайсона «Краткая история быта и частной жизни», вышедшей на русском языке в 2014 году в издательстве «АСТ». Прочитайте их — и ваши взгляды на прошлое изменятся навсегда.

На самом деле ответа на вопрос, зачем множество людей забросили охоту и собирательство ради земледелия и животноводства, не знает никто. Ученым лишь примерно известно время зарождения сельского хозяйства. Как считают историки, на Ближнем Востоке оно появилось 11 500 лет назад, в Китае – 8000 лет назад, а в большинстве районов Америки – всего 5000 лет назад с небольшим.

Оседлость ради земледелия?

Долгое время считалось, что оседлость и земледелие появились одновременно: люди оставили кочевой образ жизни и занялись в оседлых поселениях сельским хозяйством, чтобы обеспечить себе запасы продовольствия. Добывать пищу, гоняясь за дикими животными, нелегко, и охотники очень часто возвращаются домой с пустыми руками. Гораздо выгоднее и удобнее наладить постоянное воспроизводство пищевых ресурсов и всегда быть сытым.

Но ученые довольно рано поняли, что дела обстоят далеко не так однозначно. Раскопки на территории Ближнего Востока показали, что люди вообще весьма часто жили подолгу на одном и том же месте, но при этом начинали заниматься земледелием лишь очень много времени спустя. Иногда этот интервал составлял многие тысячи лет.

Жить стало лучше?

Парадокс
Мы с вами по существу являемся людьми каменного века. Если судить по нашему рациону, то эпоха неолита по-прежнему на дворе. Да, мы добавляем в блюда лавровый лист и нарезанный фенхель, но в основном едим пищу каменного века. И страдаем болезнями каменного века.
Нельзя сказать, что переход к земледелию значительно улучшил условия жизни человека. Типичный охотник-собиратель питался намного разнообразнее, потреблял больше белка и калорий, чем оседлые люди, и получал в пять раз больше витамина С, чем среднестатистический современный человек. Даже в мрачных глубинах ледникового периода, как мы теперь знаем, пища кочевников была на удивление качественной и здоровой. У оседлых общин, напротив, еда стала гораздо более однообразной, что привело к нехватке витаминов и минеральных веществ. У людей появились проблемы с зубами и деснами; они стали раньше умирать.

А сейчас?

Поразительно, но все эти факторы до сих пор оказывают свое действие. Из тридцати тысяч видов существующих на Земле съедобных растений всего одиннадцать – рис, пшеница, картофель и другие – составляют 93% всей пищи человека, а культивировать все эти виды начали наши предки эпохи неолита. То же самое относится и к животноводству. Животные, которых мы сегодня выращиваем для еды, выбраны нами вовсе не потому, что они особенно вкусны, питательны или их присутствие доставляет нам удовольствие, а потому, что именно их мы первыми одомашнили в каменном веке.

   
   

Фото: Из личного архива/ Елена Поплева

 * журнальный вариант