Согласно кадастру. Как официально зарегистрировать дачу?

Мы следим, чтобы нас не обсчитали в магазине, сохраняем чеки после покупки нового мобильного телефона, сверяем цифры в квартирных платежках... и при этом можем абсолютно легкомысленно относиться к самым важным документам — на землю и собственность. Такое поведение особенно характерно для граждан, проживающих на «присоединенных» территориях, которые из обитателей Московской области еще в 2012 году превратились в столичных горожан. При этом многие до сих пор не в курсе, надо ли им менять документы на свои сотки и дома. А немало людей десятилетиями живет на дачах и строит дачи и гаражи, вообще не оформляя их. Чем это грозит и как сегодня регистрируется такая собственность, рассказывает начальник межмуниципального отдела регистрации недвижимости Росреестра по Новомосковскому и Троицкому округам Роман Ларин

   
   

— Раньше процедура оформления недвижимого имущества требовала от собственника множества «телодвижений». Теперь можно обратиться в службу «одного окна» и получить все услуги в одном месте?

— Действительно, до 1 января 2017 года кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно заявителю сначала должен был обратиться в кадастровую палату, и только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр по месту нахождения объекта недвижимости. Теперь (согласно федеральному закону № 218-ФЗ) процедура регистрации упрощена, ведь произошло объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) с государственным кадастром недвижимости (ГКН). Сегодня вам достаточно обратиться в любой центр предоставления государственных услуг «Мои документы», расположенные во всех округах города Москвы, эта услуга оказывается без территориального принципа. 

— На территории ТиНАО находится много участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного строительства. Что ждет тех, у кого нет необходимых документов на сотки и постройки?

— К сожалению, многие граждане до сих пор не имеют права собственности на земельные участки, которые считают своими, не оформили дома и иные постройки. Это означает, что они не имеют права совершать никакие сделки с такой недвижимостью, застраховать ее, завещать наследникам. И самое худшее — вы можете лишиться неоформленной недвижимости без какой-либо денежной компенсации (если например, принято решение об изъятии земли под государственные нужды). И существенная деталь, которую необходимо знать всем: зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Из чего следует вывод: чтобы защищать свое право на недвижимость, это право необходимо зарегистрировать.

Очень важно: с 1 января 2017 года изменился порядок регистрации прав на недвижимость, в том числе в упрощенном порядке (мы говорим о так называемой «дачной амнистии»). Нововведением является то, что до визита в Росреестр вам нужно получить от кадастрового инженера технический план (где указан дом, гараж, баня и остальные хозяйственные строения). Кстати, если вы оформляете жилой дом, не забудьте принести разрешение на строительство (оно выдается органами местного самоуправления). Обратите внимание на одну тонкость — такие объекты могут быть введены в эксплуатацию без получения разрешения на ввод лишь до 1 марта 2018 года (такое разрешение также оформляется в органах местного самоуправления). 

— А можно подать документы в Росреестр по интернету?

   
   

— Да, и жители ТиНАО уже оценили преимущества электронной регистрации прав. Ведь она позволяет экономить массу времени. 

Подать заявление могут все граждане, имеющие личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Это необходимая мера безопасности, потому что мы должны быть абсолютно уверены в том, что за услугой обращается именно тот человек, чьи данные указаны в заявлении. 

— Как узнать, кому принадлежит конкретный участок земли? Рядом с моим домом есть сотки, где уже много лет один бурьян растет. Как понять, кто хозяин, чтобы выкупить землю?

— Для получения сведений об интересующем земельном участке необходимо в идеале знать кадастровый номер, но можно обойтись и адресом нужного участка. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), предоставляются в виде выписки из ЕГРН по запросам любых лиц (за исключением сведений, доступ к которым ограничен действующим законодательством). Прием запросов от граждан на получение выписки из ЕГРН осуществляют центры предоставления государственных услуг «Мои документы».

— После переноса границ между Московской областью и столицей людям пришлось менять в паспортах запись о «регистрации по месту жительства». А в документы на землю и дом тоже надо в обязательном порядке менять адрес? 

— Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.07.2012 № 352-ПП наименование субъекта Российской Федерации и вид муниципального образования изменились. Для уточнения адресных ориентиров, необходимо сначала обратиться в местную администрацию за справкой (для уточнения адреса), а затем — в Департамент городского имущества города Москвы за предоставлением соответствующей государственной услуги. После этого информация о корректировке адреса будет автоматически перенаправлена в Росреестр. Что касается изменений в бумажных документах, то хочу напомнить, что единственным доказательством того, что именно вы являетесь владельцем земли или дома, является запись в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости). Поэтому не требуется вносить никаких изменений в бумажные документы. Даже если вы собираетесь продавать или дарить свое имущество, в этом нет необходимости.

Смотрите также: