Моя дача – это дом и участок в деревне. Мы недавно получили письмо от местного управления энергосбыта о том, что у нас стоит старый электрический счётчик (выпуска 2002 года) и его надо срочно поверять или менять. Я позвонила по указанному в письме телефону, и мне в устной беседе оператор сослалась на некий закон, по которому они имеют или скоро будут иметь право взимать повышенную плату за электричество с владельцев «неправильных» счётчиков. Правда ли это и что делать?
Елена, Москва
Отвечает юрист Юрий Волохов:
– Имеется очень объёмный и крайне сложный для восприятия нами, потребителями, документ: «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённый постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 (с последующими изменениями). В нём и содержатся ответы на вопросы.
Счётчик – ваша собственность
Если вы внимательно изучите пункт 145 этого документа, то сможете сделать следующий вывод. Замена неисправного или вышедшего за сроки так называемого межповерочного интервала (МПИ) прибора учёта осуществляется на платной основе за счёт собственных средств потребителя. Такой вывод вытекает из положений о том, что обслуживание электросчётчика производится за счёт собственника независимо от места установки. Раз обслуживание за счёт собственника, то и замена тоже.
Межповерочный интервал (МПИ) – это ресурс бесперебойной работы электросчётчика. То есть срок, в течение которого завод-изготовитель гарантирует, что показания прибора будут точны и не будут превышать предел допустимой погрешности. По истечении МПИ (он составляет 16 лет после последней поверки) прибор может начать неверно учитывать расход электроэнергии. Поэтому по истечении срока МПИ необходима замена или поверка электросчётчика.
Но поверка старого счётчика, которая проводится в специализированной лаборатории, – дело технологически сложное и может обойтись дороже, чем покупка нового. Да и нередко по результатам поверки оказывается, что прибор учёта всё равно нужно менять.
Возможные последствия
Они описаны в том же документе, но в пункте 179. Из него следует, что по истечении межповерочного интервала прибор учёта может быть демонтирован для срочной поверки, и если она покажет, что счётчик неверно учитывал расход электроэнергии (существенно занижал её потребление), то вам сделают перерасчёт этих данных. Для этого существуют расчётные способы определения объёма потребления электроэнергии. Причём очень неблагоприятные для потребителей. Вполне возможно, что в таком случае заплатить придётся внушительную сумму. Так что имейте это в виду.
Что делать
Поезжайте в Энергосбыт с паспортом счётчика и другими документами и переговорите со специалистом. Вам конкретно ответят на вопросы с учётом типа и технических характеристик электросчётчика, срока его годности. И дадут точный ответ на вопрос, как лучше поступить. Поверьте, это получится дешевле, чем судиться с энергетиками.