Сирень Победы. Леонид Колесников называл сорта именами героев войны

Джамбул. © / Арсений Костерин / Из личного архива

Признанным патриархом мирового сиреневодства считается француз Пьер Луи Виктор Лемуан. Сорта, созданные им, до сих пор украшают сады самых разных стран мира, а дело потомственного садовода Лемуана продолжили его дети и внуки. Равновеликой выдающемуся французу фигурой во всём мире признан наш соотечественник Леонид Алексеевич Колесников. Его сирень Красавица Москвы была названа лучшей сиренью всех времён и народов. Леониду Алексеевичу не ставили памятников (правда, в 1951 году он получил Сталинскую премию за выдающиеся селекционные заслуги), а свои медали и ордена он заслужил на трёх войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Человек, прошедший горнило страшных боёв, не мог не назвать лучшие сорта своей селекции в честь народных героев и символов победы: Валентина Гризодубова, Алексей Мересьев, Небо Москвы, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, Защитникам Москвы, Маршал Жуков, Маршал Василевский, Великая Победа.

   
   

The Beauty of Moscow

Мы и сегодня наслаждаемся созданными им сортами, хотя, увы, большинство колесниковских шедевров утрачено навсегда. Из 300 выведенных им сортов сирени сохранилось всего лишь 50. Даже саженцы знаменитой Красавицы Москвы нам поставляют из зарубежных питомников с яркой заграничной бирочкой The Beauty of Moscow. В своё время великий фурор произвёл иностранный сорт Сенсация: каждый из четырёх лепестков густо-сиреневого цветка был обведён белоснежной каёмочкой. Но мало кому известно, что ещё до появления иностранной Сенсации точно такой же сорт, да ещё и с более крупными цветками, был выведен Колесниковым. Леонид Алексеевич назвал его Джамбул. Великий русский селекционер-самоучка не имел специального образования и шёл своим собственным путём, получая крайне скудную информацию о зарубежных коллегах. Хотя определяющую роль в жизни великого отечественного цветовода француз Лемуан всё-таки сыграл.

Коренной москвич Л. А. Колесников родился в 1893 году. Его отец, почётный гражданин Москвы, был богатым купцом, а мать – владелицей швейных мастерских. Семье принадлежало несколько имений и большой дом в селе Всехсвятское. Именно здесь в огромном саду у барского дома рос высокий куст махровой лемуановской сирени сорта Мишель Бюхнер. Видимо, красота заморской сирени навсегда околдовала маленького Лёню, предопределив главное дело его жизни. Он окончил кадетский корпус и поступил в Московский коммерческий институт, но завершить учёбу не удалось. Грянула Первая мировая. Леонид ушёл на войну, освоив редкую для того времени профессию военного шофёра. Затем последовала революция и Гражданская война. Леонид Колесников прошёл и её, не выпуская из рук баранку автомобиля. Новая власть конфисковала семейные фабрики и имения, зато оставила московский дом, сократив три гектара сада до нескольких соток. Этот клочок земли и послужил первым питомником, в котором Колесников начал свои селекционные работы. 

Дело жизни

Огромную роль в жизни сиреневода сыграло знакомство с сотрудницей Ботанического сада МГУ М. П. Нагибиной, которая стала его первым научным руководителем. Блестящему дебюту талантливого самоучки помешала Вторая мировая война. И снова бесконечные фронтовые дороги за рулём автомобиля, бомбёжки, обстрелы и тяжёлое ранение. Вернувшись в Москву, Колесников продолжил свои селекционные работы. Он щедро одаривал саженцами соседей и знакомых, поэтому и сегодня в районе Сокола (особенно в «посёлке художников») можно встретить интереснейшие сорта его сирени. В послевоенное время к селекционеру наконец приходит успех и заслуженное признание. В 1954 году по его инициативе на Щёлковском шоссе создаётся крупный питомник, в честь которого соседний бульвар назвали Сиреневым. Его сорта и сегодня служат украшением крупнейших сирингариев и ботанических садов мира, а сорт Галина Уланова, цветущий перед Букингемским дворцом в Лондоне, неизбежно привлекает внимание восхищённых прохожих. В 1973 году Международное общество сирени посмертно наградило Колесникова за заслуги в селекции высшей наградой – премией Director’s Award («Золотая ветка сирени»).

...Рядом с именем Леонида Алексеевича Колесникова в историю отечественного сирениеводства навсегда вписаны другие имена селекционеров‑фронтовиков.

Николай Леонидович Михайлов. В 1941 году, будучи десятиклассником, приписал себе год и ушёл на фронт. Получил обморожения, ранения и тяжёлую контузию, но, вернувшись домой с перебитой кистью руки, занялся профессиональным садоводством. Его сорта стали любимыми и популярными не только в отечестве, но и за рубежом. Их можно встретить в Европе, США, Канаде и даже в далёких Австралии и Тасмании.

Иван Иванович Шатько. Бывший фронтовик, кавалер боевых орденов и медалей почти полвека отдал созданию уникальных сортов роз и сирени, которые быстро стали любимыми и востребованными. Его книги и брошюры и сегодня не утратили своей актуальности. В 1977 году, вслед за Л. А. Колесниковым, был удостоен высшей награды Международного общества сирени – «Золотой веткой».