Сад — чудесный лес. Как «вживить» импортные растения в наши условия

Габион треугольной формы с почвопокровными розами. © / Ольга Столыпина / Из личного архива

Стильный сад — это не только гармоничное сочетание разных растений с учётом высоты каждого яруса. Главное при создании композиций — успешно «вживить» импортную селекцию в наши природные условия.

   
   

О возникновении особого сада в Санкт-Петербурге, ставшего одним из самых эффектных в России, нам рассказала Ольга Столыпина.

Не испортить хорошее

Наталья Филиппова, «АиФ. На даче»: — Ольга Владимировна, ваш сад разместился всего-то на 8 сотках, но, несмотря на это, вы смогли создать в таком ограниченном пространстве свой неповторимый стиль. Как вам это удалось?

Ольга Столыпина: —  Моя семья создала свой сад для себя, наполняя его гармонией, красотой и уютом, которые носим в своей душе. Стремление к идеалу и, как следствие, желание творить так велики, что переделки, пересадки, постоянный уход для меня не тяжкий труд, а истинное наслаждение. Поэтому наш сад с каждым годом другой, обновлённый, разный, дающий радостные перемены и дальнейшее желание творить. В этом году ему исполняется 15 лет.

— Читая литературу по ландшафтной архитектуре и общаясь с мастерами-озеленителями, можно ли избежать глобальных ошибок?

—  При покупке участка мы, как правило, смотрим на всё, кроме состава почвы, а уже потом она преподносит нам свои сюрпризы в виде торфа, тяжёлых глин, близких грунтовых вод и другого. Мы не оказались исключением, но нашей семье повезло — достался участок с лёгким суглинком. Это прекрасная почва, но даже её я умудрилась подпортить по своему незнанию. Решив в первую очередь избавиться от травы, я всю землю пересеяла руками не по одному разу, уничтожила каждый стебелёк. Долгое время почва оставалась голой, и она начала закисляться, покрываться мхом на затенённых участках. Но нет худа без добра — в то время я уже начала делать японский уголок, и бархатный ковёр мне очень пригодился. Переселила его на новое место, где мох благополучно прижился. Таким образом, приобретался нужный опыт, ведь голой земли в природе не существует, на ней всегда должен быть растительный покров, или мульча, которая укрывает землю не менее 6 см толщиной для сохранения влаги и предотвращения роста сорняков.

Клён японский Атропурпуреум. Фото: Из личного архива/ Ольга Столыпина

— Как использовать особенности ландшафта и с чего начать разбивку сада?

   
   

—  Наш участок размером 20×40 м имеет вытянутую форму и небольшой уклон, который я использовала, устроив подпорные стенки, которые визуально уменьшили длину сада. Из-за небольших его размеров мне хотелось создать некую тайну, чтобы человек шёл по нему и каждый раз не знал, какое дерево, кустарник или цветок встретит его за поворотом. Но это понимание пришло ко мне позднее, когда основная дорожка была уже сделана, хоть и с изгибом, но всего с одним, недостаточным для воплощения моей мечты. Исправляла собственные огрехи посадками хвойных композиций, отгораживая одну зону от другой.

Первой, что я посадила на северо-западной стороне участка, была живая изгородь из туи западной Брабант. Так мне удалось эффектно отгородиться от соседских построек и защитить сад от преобладающих северо-западных ветров. В защищённой от холодного ветра зоне был создан более подходящий для растений микроклимат. Сейчас туи подросли, стали красивыми живыми стриженными «стенами» и прекрасно выполняют свою функцию.

— Сколько отдельных композиций на вашем участке?

—  Есть патио около дома с водоёмом в окружении каменистого сада и Чешской скалки; уединённый розарий с габионом в центре для почвопокровных роз и дорожкой вокруг него из тротуарной плитки и морской гальки, уложенной на ребро в стиле пэчворк; уголок в японском стиле; лесной уголок и другие не менее интересные растительные сообщества.

Подпорные стенки с мягкими полукруглыми изгибами. Фото: Из личного архива/ Ольга Столыпина

«Здесь лапы у елей дрожат на весу»

— Основу вашего сада составляют хвойные деревья — сосны, пихты, ели и тсуги. Где закупали этот материал и есть ли правила по составлению композиций?

—  Поначалу приобретали первый посадочный материал у одной компании — крупнейшего поставщика растений открытого грунта. Но позже стала делать совместные закупки в группах ВКонтакте. Во-первых, стоимость посадочного материала получается значительно ниже, а во-вторых, ассортимент намного интереснее и богаче. Главный принцип при составлении хвойных композиций (к смешанным это тоже относится) — не добавлять в «золото» «серебро». Там, где есть белые цвета и оттенки, не должно быть жёлтого, и наоборот. Моё личное правило — в композиции должно быть чувство меры. Например, у меня каждое растение солирует, просматривается со всех сторон, виден их чёткий силуэт и форма. Добиться этого можно путём обрезки и формирования кроны: провожу её 1–2 раза в сезон по необходимости.

— Поговорим о сортах хвойных растений, которые растут в вашем саду. Какие из них можете порекомендовать начинающим садоводам?

—  Исходя из того, что размеры участка не позволяют «разгуляться», приходится выбирать сорта с узкой кроной, плакучей или строго пирамидальной. Хочется отметить в этом плане ель Оморику, отличительной особенностью которой является как раз узкая крона. Один из них — декоративный сорт Филипс спринг сенсейшен. Хоть моя красавица ещё малышка, но уже радует яркой окраской хвои с весны и до самой осени. У неё яркий бело-золотой прирост держится до второй половины лета и, что самое удивительное, не горит на солнце. Есть и любимица — ель обыкновенная сорта Голд Дрифт. У неё узкая, плакучая жёлтая крона переходит в шикарную юбку, стелющуюся прямо по земле. Но некоторые требования она предъявляет к своему месту проживания. Желательно найти для неё на участке такое место, чтобы только утреннее или вечернее солнышко играло лучами в её кроне, во избежание солнечных ожогов. Центральный проводник у Голд Дрифт необходимо подвязывать, иначе она превратится в почвопокровную ель. Другой не менее интересный сорт ели обыкновенной — Лаки Страйк. Он имеет тёмно-зелёную хвою и вертикальную, неправильной формы редкую крону с крупными лилово-красными шишками.

Ель Оморика сорта Филипс спринг сенсейшен. Фото: Из личного архива/ Ольга Столыпина

— Скажите, а штамбы у этого хвойного «леска» должны быть все одной высоты?

—  Нет. Разная высота позволяет создавать различные по высоте ярусы кроны, и тем самым будет лучше просматриваться вся композиция. Примеры для штамбовых форм — ель колючая Герман Нау с округлой сизой кроной. Выглядит она крайне привлекательно за счёт красных шишек, растущих на концах побегов. Бесподобно смотрится на штамбе пихта корейская Айс Брекер. Это уникальный медленнорастущий карлик со множеством густо расположенных веточек, плотной подушковидной формой кроны и серебристо-голубой перекрученной хвоей.

— Вам показалось, что елей и пихт в саду недостаточно и потому вы посадили ещё и сосны?

—  Сосны — прекрасное украшение сада, ценю их за красоту кроны, её декоративный вид. Так получилось, что при входе в наш сад большая половина участка просматривалась. Эта задача была решена посадкой сосны горной (видовой). Она прикрыла своими развесистыми ветвями перспективу, оставляя на десерт отдельные композиции сада. Сейчас она выросла и превратилась в статную красавицу высотой и шириной 3×3. Приходится стягивать ветки и оголять низ, чтобы были видны красивые скелетные ветки. Но, конечно же, есть множество карликовых сортов горных сосен, которые легко вписываются в любую композицию, и их также можно формировать, но не так, как ели, которые можно резать прямо по кроне. Сосны формируют путём выламывания наполовину или на 2/3 новых приростов — свечек — в тот момент, когда они весной только-только начнут обрастать иголочками. В основном многие жёлто-хвойные сорта сосен проявляют свою окраску зимой. Но есть и исключение, например, любимый мною симпатичный карликовый сорт Лемон, у которого хвоя весь сезон золотисто-лимонного цвета, мягкая на ощупь. Также устойчивы в нашем климате сосны Банкса — сорт Чудик — стелющийся густой кустарник с распростёртой кроной, растущей горизонтально. Ветки и хвоя у него искривлённые, он будет отлично смотреться на подпорной стенке или на склоне. Но просто так сорта импортной селекции не приживутся. Все хвойные, о которых я рассказала, прекрасно растут и развиваются в нашем климате при соблюдении правильной посадки и агротехники.

«Фонтанчики» — метельчатые гортензии

— По вашему опыту, с какими растениями лучше всего сочетаются хвойные?

—  Обязательно сажаю декоративные травы: Молинии, Вейники, Мискантусы. Без оригинальных представителей тоже не обойтись. Например, Императа цилиндрическая Ред Барон одета весь сезон в ярко-красный наряд. Сажать её лучше на солнечной стороне. Зимует она хорошо, но не забудьте прикрыть её на зиму от вымокания. Полюбился декоративный злак Схизахириум метельчатый, его название переводится как «Овации стоя». В композиции с хвойными оригинально смотрятся мои бесконечно любимые японские веерные клёны: Атропурпуреум, Гарнет, Орангеола и другие. Конечно, они требует особого ухода — укрытия на зиму, но для меня это приятная забота — лишний раз подойти к растению, полюбоваться им и пожелать спокойного сна.

По пруду кувшинообразной формы проложена дорожка. Фото: Из личного архива/ Ольга Столыпина

— На мой взгляд, без таких ярких акцентов — барбарисов Тунберга — невозможно обойтись ни одному садоводу. Они растут в виде изгороди и отдельных солитеров. У вас какие прижились?

—  Барбарисы — это великолепный яркий акцент в любой композиции. Выбираю только те сорта, которые радуют разнообразной окраской листьев не только осенью, но и летом. Остановила свой выбор на миниатюрных сортах — подушковидных и колоновидных, которые тоже стригу, держа их в рамках дозволенного. Это такие сорта, как Бонанза Голд, Фаербол, Лютин Руж, Оранж Рокет, Багатель и Адмирейшн. Главное — не переборщить с цветом, во всём нужно чувство меры!

— Обильное количество хвойных в композиции не слишком ли скучно? Скажем, в нижнем ярусе природного леса всегда есть яркие акценты — цветы.

—  Для хорошей компании к хвойным, кроме перечисленных клёнов, барбарисов и декоративных трав, сажаю метельчатые гортензии, которые начинают фонтанировать во второй половине лета своими красками — от лайма до бордо. Но так как места на 8 сотках недостаточно, а гортензии — довольно крупные кустарники, я научилась формировать штамб и выводить крону во второй ярус. На эту операцию уходит не один сезон, но сейчас в продаже появилось много сортов в штамбовой форме.

Верхний ярус украшает пышная шапка вяза шершавого Пендула, нижний – жёлтая спирея. Фото: Из личного архива/ Ольга Столыпина

Весна пришла опять

— Ольга, а без каких растений, на ваш взгляд, весна не заглянет в сад?

—  Каждый год вся наша семья с большим нетерпением ждёт весну. От нежного тепла яркого солнца появляется радостное настроение, организм переполняет энергия, просыпаешься с совершенно новыми мыслями, возникает чувство единения с природой. Начинаю думать на два сезона вперёд: а что бы такое посадить осенью, чтобы весной зацвели некоторые уголки сада и ароматное благоухание напоило воздух округи? Конечно, весна немыслима без нежных и ярких первоцветов. В мой сад весна приходит не спеша. Сперва пробиваются из-под снега, блестящего подтаявшими льдинками, первоцветы. Много сортов луковичных, морозников и хохлаток раскрывают свои бутоны. Почувствовав их аромат, просыпаются первые насекомые-опылители. Весна растапливает снег, землю, становится полноправной хозяйкой, и тут зацветают рододендроны — обильноцветущие сорта вечнозелёных и листопадных видов.

— А есть ли среди них любимчики?

—  Да. Это поздний сорт рододендрона тупого — Пурпуркиссен. Высотой кустарник достигает всего 40 см, но зато его побеги развиваются вширь до 80–90 см. Листвы на нём совсем не видно из-за обильных цветов глубоко-винно-красного цвета! Весной также радуют чубушники, хочу порекомендовать 2 сорта, которые у нас растут: это Вариегатус с очаровательной листвой и Венечный Ауреа. Преимущества этих чубушников очевидны — их обходят стороной колонии тли.