Все ради женщин: как мужчины становились лучшими садоводами

Вопреки устоявшемуся мнению, Мужчина в Саду – это не только песнь пилы, урчание газонокосилки или мотоблока, но еще и тонкий подход к созданию всяческих садовых изысков. Не верится? Напрасно.

   
   

Еще в глубокой древности легендарная царица Семирамида (Шаммурамат), по преданиям, создала удивительные висячие сады, получившие ее имя. Казалось бы, хрестоматийный женский сад. Однако некоторые источники приписывают создание знаменитого чуда света вовсе не ей, а царю Навуходоносору II, подарившему его своей жене Амитис, причем произошло это спустя 200 лет после смерти Семирамиды. А тогда получается, что это сад мужчины, созданный для женщины.

Если продолжить тему царских прихотей, то на ум сразу же приходят такие истинно мужские и по-королевски роскошные сады, как, например, Версаль, бывший в ХVII–ХVIII веках резиденцией французских королей. Этот шедевр, созданный по велению мужчины, по проекту мужчины и руками бесчисленной и безвестной теперь армии мужчин, хорош даже зимой.

Этому садово‑парковому ансамблю без малого пять веков, но он по-прежнему свеж и красив.

Стоит обязательно вспомнить сад великого художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни, поражающий и буйством красок, и тонкой гармонией цвета. И множество других садов, хозяевами и создателями которых были мужчины: это и сад А. П. Чехова в Крыму, и знаменитый английский парк Кью, над которым работал в XVIII веке Уильям Чеймберс, и работы знаменитого ныне голландца Пита Удольфа. Именно он, придерживаясь принципов свободной пейзажной планировки в садово‑парковом строительстве, привнес в Европу интерес к восточному садовому искусству.

Характерно, что на Востоке сады с большой буквы на протяжении веков развивали особую эстетику, философию и символизм, но при этом создавались только мастерами–мужчинами. Пример мужской гегемонии? Возможно. Но в противовес ему хочется вспомнить о другом. В средневековой Японии еще в IX веке зародился культ паломничества на священную гору Фудзи. Каждый год на вершину для поклонения божеству святилища Фудзи-гонгэн поднимались по крутым склонам особые группы, облаченные в белые одежды. Однако женщины в восхождении участвовать не могли. И вот для того, чтобы все-таки подарить им возможность хотя бы символического восхождения, в разных районах Японии стали воздвигаться имитации священной горы – Фудзидзука. Представьте себе, насыпать для женщины гору! Истинно мужской поступок.

На самом деле садоводству, разумеется, покорны все: и мужчины, и женщины. И пусть пребудет эта гармония во веки веков во всех наших творениях, в том числе и в создаваемых нами садах.

   
   

Смотрите также: