Будучи фанатом ирисов, однажды весной я был неприятно поражен — они вдруг перестали радовать внешним видом. Вместо нормальных, готовящихся к раскрытию бутонов росли какие-то невнятные водянистые, но сухие по краям образования. Взяв одно такое в руки, я неаккуратным движением случайно раздавил его. Внутри оказалось гниющая масса какого-то серовато-бурого цвета с неприятным запахом.
И такое безобразие — практически на всех ирисах. Только трем или четырем удалось избежать горькой участи. В общем — сезон тогда не задался.
Как потом мне стало известно, причиной обидного конфуза стала ирисовая муха — вредитель, появившийся в России, как утверждают специалисты, относительно недавно. С виду обычная муха, только если ее прихлопнуть, можно разглядеть на серо-черном теле россыпь желтых пятен.
Активную жизнь она начинает в апреле, а к маю уже продолжает свой зловредный род, откладывая яйца в бутоны ирисов. Вылупившиеся личинки питаются содержимым бутона и порождают в итоге ту самую дурно пахнущую биомассу.
Что делать в таких случаях? Во-первых, оборвать все поврежденные бутоны и сжечь их. Во-вторых, искать новое место посадки. А это — перекопать и один сезон не трогать. Дело в том, что съев содержимое бутона, личинки ирисовой мухи окукливаются и падают прямо рядом с поврежденным цветком. Чтобы весной выйти из земли и продолжить свои бесчинства.
В-третьих, надо подавить в себе неприязнь к инсектицидам и впредь всегда проводить предварительное опрыскивание ирисов. Делать это надо до образования бутонов. Опытным путем вывел для себя приемлемые средства. Из примененных препаратов неплохо показала себя актара, но еще лучше — конфитюр. А вот, например, рекомендуемый моспилан нужного эффекта не дал. Но, вполне возможно, что это только у меня.
В дополнение к опрыскиванию можно пролить — на той же стадии — почву под цветами раствором той же актары или террадлоксом.
Из индивидуальных наблюдений: больше всего вредит муха гибридным (бородатым) ирисам. Болотный ирис ей гораздо меньше по вкусу, а, например, на японском за последние сезоны ее вообще не довелось наблюдать.