Диво дивное. Какие необычные цвета роз существуют?

‘Pur Caprice’ © / Галина Панкратова / Из личного архива

«Я послал тебе чёрную розу в бокале…» – эта бессмертная строчкаАлександра Блока невольно заставляет задуматься о том, какого цвета вообще бывают розы. И если с чёрной всё как раз более или менее понятно – таковыми условно считаются самые тёмные розы в пурпурной и бордовой гамме, то с прочими «экзотичными» окрасками дело обстоит не так просто. Но тем интереснее познакомиться с необыкновенными розами.

   
   

Игры с цветом

Голубая мечта

Когда речь заходит о розах, это крылатое выражение стоит понимать в самом прямом смысле. Дело в том, что у них отсутствует природный пигмент, благодаря которому цветки многих других растений имеют чисто-голубую или синюю окраску. Голубая роза стала символом невозможного, но это не мешает людям мечтать о ней. Ещё в давние времена изменить окраску цветка пытались, поливая растения специальными красителями. А великий немецкий поэт Гёте в попытках добиться успеха выращивал розы в теплице с синим остеклением. И хотя ботаники до сих пор склонны думать, что эта мечта неосуществима, некоторые селекционеры по-прежнему посвящают её воплощению в жизнь десятки лет упорного труда, надеясь на интуицию и случай.

Любители всего редкого и необычного в ожидании настоящей голубой розы пока собирают сорта с цветками, которые можно назвать голубыми лишь условно. Чаще всего они имеют бледно-лиловую, розовато-сиреневую, лавандовую, серебристо-голубоватую или фиолетовую окраску. К тому же практически все подобные розы очень ароматны, за что многие из этих сортов получили особые награды.

Это интересно
Несколько лет назад в прессе появилась информация, что японским учёным удалось встроить в ДНК розы ген фиалки, который и окрашивает её цветки в голубые тона. Создатели обещали представить её миру ещё в 2009 году, но, увы, пока загадочную «голубую принцессу» ещё никто не видел.
‘Mainzer Fastnacht’ Фото: Галина Панкратова

Поскольку восприятие цвета всегда субъективно, каждый вправе самостоятельно решать, какие розы кажутся ему голубыми. Правда, подсказку нам часто дают селекционеры, присваивая сорту «говорящее» название, например, включающее английское слово blue – голубой. Например, ‘Mamy Blue’ (оригинатор Delbard), ‘Blue River’, ‘Shoсking Blue’, ‘Blue Bajon’(W. Kordes’ Söhne) и многие другие.

Кстати
Первой из «голубых роз» стал появившийся в 1954 г. сорт с цветками сиреневой окраски и символичным названием ‘Prelude'.

Самая знаменитая голубая роза в мире – это, пожалуй, ‘Mainzer Fastnacht’ (Rosen Tantau). Она также встречается под названиями: ‘Blue Moon’, ‘Sissi’, ‘Blue Monday’. Её высокие изящные бутоны фиолетово‑сиреневой окраски раскрываются в прекрасные бледно-лиловые цветки с сильным ароматом. Хорошо известен и её потомок – сорт ‘Charles de Gaulle’ (Meilland). Прекрасная форма цветка, интенсивный аромат и изысканная светло-лиловая окраска обеспечили этой розе широкое признание во всём мире.

Самой надёжной голубой розой я считаю сорт ‘Novalis’ c душистыми густомахровыми цветками лавандового оттенка. В посадках он особенно эффектен по соседству с сортами золотисто-жёлтой и бледно-оранжевой окраски. Очень хороша и ‘Lavender Ice’ (Rosen Tantau), небольшая розочка с огромными бледно-лиловыми цветками. В условиях Подмосковья она не только замечательно растёт, но и хорошо зимует. Её можно выращивать даже в горшках и в скользящей полутени.

   
   

В последнее время большим спросом у цветоводов‑любителей пользуются крупные кустовые розы (шрабы), которые очень выигрышно выглядят в саду. Среди них тоже есть сорта с голубоватой и фиолетовой окраской цветков, например, ‘Lavender Dream’ (Interplant), ‘Coeur Farouche’ (Delbard) и, конечно, ‘Rhapsody in Blue’ (Cowlishaw/Warner) – роза, которая уже успела завоевать большую популярность у дачников.

Для создания цветущей вертикали прекрасно подойдёт сорт ‘Perennial Blue’ (Eurosa/Rosen Tantau). Его можно выращивать на любой подходящей опоре. Это роза с длинными гибкими побегами и лиловыми цветками, отмеченная немецким сертификатом качества ADR («Признанная немецкая роза»). В отличие от многих роз подобного типа, цветущих только один раз за сезон, в течение лета она цветёт повторно.

Внимание!
Главная проблема при выращивании голубых роз – не сложности, связанные с подбором для них подходящих партнёров и размещением их в саду, а восприимчивость к болезням и недостаточная морозостойкость.
‘Perennial Blue’ Фото: Галина Панкратова

Всё в шоколаде

Если про голубые розы садоводы-любители, как правило, слышали, то про существование коричневых знают очень немногие. А ведь тёплые красновато-коричневые тона действительно присутствуют в окраске некоторых роз, и знатоки безошибочно выделяют такие сорта.

Роза ‘Hot Chocolate’ (другое название – ‘Hot Cocoa’, Carruth) неизменно привлекает внимание даже искушённых любителей цветов. Её полумахровые цветки отличаются весьма необычной окраской, точно описать которую сможет, пожалуй, только художник. Всем остальным стоит довериться селекционерам и ориентироваться на символическое название сорта. Шоколадный оттенок её лепестков замечает каждый, даже тычинки у этой розы кажутся коричневатыми.

‘Hot Chocolate’ Фото: Мария Юрасова

Ещё один интересный сорт – ‘Cinco de Mayo’ (Carruth). Его цвет тоже непросто описать, хотя можно считать близким к терракотовому. При отцветании на лепестках этой розы появляется лёгкая фиолетовая тень. Цветки ароматные, интересной формы, хотя и не отличаются сильной махровостью. Кусты этого сорта цветут обильно и быстро восстанавливаются после сильной обрезки.

Оригинально и современно выглядит также роза ‘Malicorn' (Delbard) с бархатистыми красно-коричневыми цветками, которая хорошо растёт и зимует в Подмосковье.

Немного особняком стоит сорт ‘Koko Loko’ (Ch. Bedard) – роза американской селекции, по праву претендующая на место в коллекции редкостей. Окраска её цветков весьма необычна и изменчива: вначале она напоминает цвет кофе с молоком, потом на лепестках появляется лёгкая лавандовая дымка, а в конце цветения заметны шоколадные оттенки.

Очевидное-невероятное

Китайская роза (R. chinensis) ‘Viridiflora’ Фото: Галина Панкратова

Китайская роза (R. chinensis) ‘Viridiflora’ – одна из самых удивительных в мире. Любителям растений она больше известна под названием ‘Green Rose’ (‘Зелёная роза‘), что легко объяснимо: у неё действительно зелёные цветки. Правда, ботаники считают, что они состоят не из лепестков, а из многочисленных чашелистиков. Цветки долго остаются зелёными, а если их не срезать, то со временем приобретают красно-коричневые оттенки. Помимо прочего эта уникальная «ошибка природы» к тому же имеет приятный запах.

Художественная галерея

В технике импрессионистов

Розы художников. Фото: Галина Панкратова

В последние годы большой интерес среди коллекционеров и любителей роз вызывает серия сортов французской компании Delbard, посвящённая художникам-импрессионистам: Les Roses de Peintres. Все розы этой серии имеют живописную окраску: их лепестки хаотично испещрены пятнами и полосками. Полностью идентичными никогда не будут даже два цветка одного и того же сорта.

На сегодняшний день серия Les Roses de Peintres состоит из 11 сортов. Восемь из них носят имена известных французских художников: Клода Моне, Альфреда Сислея, Анри Матисса, Камиля Писсарро, Поля Сезанна, Мориса Утрилло, Эдгара Дега и Поля Гогена. А в 2013 г. появилась новинка, названная в честь нашего соотечественника Марка Шагала.

Цветки сортов, ставших тёзками импрессионистов, служат наглядной демонстрацией техники, в которой работали эти художники. Отдельные яркие мазки на их лепестках хорошо различимы вблизи, но при взгляде с некоторого расстояния сливаются в цельную картину, полную движения и света. В полной мере это относится и ко всем розам серии.

‘Claude Monet’ отличается пышными, немного рыхлыми цветками, лепестки которых украшены пятнами, полосками и мазками жёлтого, кремового, розового и приглушённо-красного цвета, причём их окраска меняется по мере распускания цветка. Да и аромат у этой розы под стать колеру – очень сложный и удивительно красивый. Правда, новичкам начинать с этого сорта не стоит: он может капризничать.

‘Paul Cezanne’ – настоящее чудо, щедро дарящее краски и ароматы лета! Тёплый жёлто-оранжевый фон лепестков испещрён розовыми и охристыми мазками. Пышный округлый цветок с расстояния в несколько шагов кажется «угловатым»: удивительную рельефность ему придаёт именно необычное сочетание тонов. Кроме того, эта роза тоже имеет сильный, запоминающийся аромат.

‘Henri Matisse’ сами создатели называют гордостью коллекции: «Сверкающая, кружащаяся, безумно элегантная роза». В её окраске доминируют чистые красный и белый цвета. Это контрастное сочетание наиболее эффектно на только что распустившихся цветках. Позднее они становятся просто неоднородно-красными, но зато приятно пахнут малиной.

‘Henri Matisse’ Фото: Из личного архива/ Галина Панкратова

Создатели сорта ‘Camille Pissarro’, видимо, следовали советам самого художника: «Используйте мелкие мазки… Глаз… должен видеть целое, наблюдая за отражением красок на всём, что их окружает». Мелкие и чёткие разноцветные штрихи будто растекаются на чисто жёлтом фоне лепестков и действительно кажутся нанесёнными вручную кистью мастера. Этот сорт также отличается чудесным ароматом.

Бутоны сорта ‘Edgar Degas’ кажутся красно-коричневыми, но, распустившись, меняют цвет до неузнаваемости, окрашиваясь в розовые, красные и жёлтые тона. На одном кусте одновременно уживаются цветки тёплых и холодных оттенков. Аромат у них лёгкий, ягодный.

У сорта ‘Maurice Utrillo’ по ярко-красному фону лепестков щедро разбросаны белые и жёлтые пятна и полоски. Не меньше удивляет и аромат: эта роза пахнет мхом и грибами.

‘Maurice Utrillo’ Фото: Галина Панкратова

‘Alfred Sisley’ на первый взгляд напоминает сорт ‘Paul Cezanne’, но на его лепестках больше розового. Пышные цветки свободной формы имеют лёгкий аромат. Это самый надёжный сорт из всей серии.

И наконец, ‘Paul Gauguin’. Создатели сорта уверены, что эта роза символизирует излюбленную палитру Гогена: «Пастельный розовый тон с тысячью переходов оттеняет яркий ливень жёлтого со штрихами оранжевого в коралловых отблесках». Жёлтые бутоны, распускаясь, превращаются в экспрессивно яркие цветки, на лепестках которых перемешаны охристые, кораллово‑красные и розовые оттенки.

‘Paul Gauguin’ Фото: Из личного архива/ Галина Панкратова

Конкуренты и последователи

Розы с пёстрой окраской цветка есть не только у компании Дельбар. Например, в коллекции германской фирмы Тантау появился сорт, название которого тоже связано с импрессионизмом, – ‘Deep Impression’ (Rosen Tantau). Его тёмно-красные лепестки испещрены неравномерными розовыми полосками.

‘Deep Impression’ Фото: Галина Панкратова

Для создания в саду эффектных цветущих вертикалей как нельзя лучше подойдёт крупноцветковый сорт ‘Twist’ (Poulsen) – роза с мощными длинными побегами и оригинальными пестроокрашенными цветками. По малиново‑красному фону её лепестков разбросаны розовые и кремовые пятна и полоски. Посаженная у решётки, эта роза производит впечатление роскошного пёстрого гобелена. В ассортименте французской компании Мейян тоже появился аналогичный сорт с густомахровыми крупными цветками, похожей окраски – ‘Ines Sastre’ (Meilland).

На заметку
В серию Les Roses de Peintres входят два сорта, получившие имена, никак не связанные с когортой импрессионистов. Это ‘Rose des Cisterciens’ и ‘Grimaldi’. Первая роза названа в честь католического ордена монахов‑цистерцианцев: её появление было приурочено к 900‑летнему юбилею аббатства. Имя второй, по словам представителя компании Дельбар, связано с правящей династией Княжества Монако. Но благодаря характерной, запоминающейся окраске обе розы с полным правом занимают место в ряду сортов, посвящённых художникам.
‘Rose des Cisterciens’ Фото: Галина Панкратова

Ручная роспись

В последнее время от коллекционеров и любителей всё чаще можно услышать выражение «расписная роза». Именно так стали называть пёстрые розы со своеобразным рисунком на лепестках, который кажется нанесённым умелой рукой художника. Ярким примером сортов подобного типа служит ‘Michel Serrault’ (Meilland). Лепестки его цветков тёплого жёлто-охристого оттенка усыпаны множеством мелких крапинок и штрихов розового цвета разной насыщенности. Глядя на них, легко поверить, что роза создана в уникальной технике неизвестным мастером. Похоже «расписаны» и цветки сорта ‘Pierre Cardin’ (Meilland), где по нежно-розовому фону рассыпана «звёздная пыль» более тёмного оттенка. Сюда же можно отнести и новинку, представленную немецкими селекционерами, – розу ‘Camelot’ (Rosen Tantau).

Цветки сорта ‘Let’s Celebrate’ (Fryer) не могут по­хвастаться столь тонкой техникой росписи, но тоже притягивают взгляд благодаря своей оригинальности. Мелкие штрихи и пятнышки насыщенного лилово‑фиолетового цвета разбросаны по более светлому фону лепестков.

‘Let’s Celebrate’ Фото: Галина Панкратова

Сюрпризы для искушённых

Принцессы Персии

Не так давно в ассортименте некоторых розоводческих компаний появились удивительные новинки – гибриды гультемии, или розы персидской. Селекционеров давно привлекал её ярко-жёлтый, невыгорающий цвет. Ещё И. В. Мичурин советовал использовать этот вид для получения культурных роз с жёлтыми цветками. Впрочем, такой окраской сегодня уже никого не удивишь, к тому же главная изюминка современных потомков гультемии персидской совсем в другом: в основании лепестков у них наличествует пурпурное, каштановое или гранатово‑красное пятно. Пока ботаники описывают геометрию пятна, рассуждают о его наследственных и генетических характеристиках, а селекционные компании думают о коммерческом внедрении своих новинок, новые сорта буквально сводят с ума многочисленную армию поклонников роз из разных стран.

Конечно, редкий любитель устоит от соблазна медитативно рассматривать причудливые «глазки» на цветках розы у себя в саду. Справедливости ради стоит сказать, что контрастное пятно у основания лепестков для роз не редкость, но белый или желтоватый «глазок», как правило, не привлекает особого внимания и выглядит обыденно. Например, один из гибридов розы персидской ‘Euphoria’ (Ilsink) с жёлтым «глазком» в центре цветка вопреки названию своим появлением не вызвал ни эйфории, ни особого ажиотажа.

‘Alissar, Princess of Phoenicia’ Фото: Галина Панкратова

Вожделенное тёмное пятно хорошо различимо у розы ‘Alissar, Princess of Phoenicia› (Harkness), которая стала результатом четырёх десятилетий селекционных работ. Этот сорт уже успел неплохо показать себя в Подмосковье и может быть рекомендован любителям. Кроме того, контрастный «глазок» отчётливо заметен у сортов ‘Eyes For You’ (Peter J. James), ‘Eyeconic Lemonade’ (James A. Sproul), ‘Eyeconic Pink Lemonade’ (James A. Sproul) и ряда других новинок, полученных с участием розы персидской. Однако большинство из них пока недостаточно испытаны в климатических условиях средней полосы России.

‘Euphoria’ Фото: Мария Юрасова

Справка
Роза персидская, или гультемия (Rosa persica, Hulthemia persica), – это низкий кустарник высотой не больше 50 см, растущий в пустынях Центральной Азии и Ирана. Встречается также в Средней Азии. Цветки у этой розы одиночные, верхушечные, диаметром 2,5–3,5 см, золотисто-жёлтого цвета с тёмно-пурпурным основанием лепестков. Цветёт она в апреле – начале мая, плоды поспевают в июне. Наличие специфических особенностей позволило ботаникам выделить её в отдельный подрод.
‘Eyes For You’ Фото: Мария Юрасова

Причуда знатока

‘Pur Caprice’ (Delbard) – роза необычная во всех отношениях (фото см. на обложке). Наиболее подходящее для неё определение в русском языке – это диковина, то есть странная, удивительная вещь. При первом взгляде на цветки ‘Pur Caprice’ складывается впечатление, что они ненастоящие. Кажется, будто кто-то неумело сделал их из подручного материала. Во всём господствует случайность: лепестки разных форм и размеров да ещё беспорядочно перемешаны между собой. Но эта роза способна удивить вас ещё больше, если вы будете наблюдать за изменением её окраски. Конические жёлто-оранжевые бутончики раскрываются и приобретают лимонно-жёлтый цвет, затем края лепестков постепенно краснеют, а центр цветка меняется до белого. Но это ещё не всё: красная кромка постепенно становится зелёной. В итоге на одном кусте одновременно можно видеть самые разнообразные по окраске цветки. Редкая удача для коллекционеров! Компактный шаровидный куст ‘Pur Caprice’ с её экстравагантными цветками может стать достопримечательностью любого сада.

‘Art Nouveau’ Фото: Из личного архива/ Галина Панкратова

Ещё одна причуда – ‘Art Nouveau’ (James). Узнать в ней именно розу практически невозможно – по внешнему виду её цветки скорее похожи на георгины. По центру узких красных лепестков проходит широкая светлая полоска. Выцветая, они приобретают холодные розовые оттенки, а полоса становится почти идеально белой.

Внимание – «аксессуарам»

Иногда уникальной и незабываемой розу делает сущая мелочь. Возьмём, к примеру, одну из самых известных старинных роз ‘Baron Girod de L' Ain’ (Reverchon, 1897), которая пользуется огромной популярностью уже больше ста лет. У неё очаровательные махровые цветки густой малиновой окраски, но главное – по краям волнистых лепестков они имеют тончайшую серебристую окантовку. Не кайму, которая сегодня далеко не редкость, а именно окантовку, изящную, как на дорогом ювелирном изделии. Благодаря этому «старый барон» по-прежнему производит на всех неизгладимое впечатление.

‘Baron Girod de L' Ain’ Фото: Галина Панкратова

Подобным украшением могут похвастаться и некоторые современные сорта, в частности ‘Melusina’ (Rosen Tantau). У этой розы по самому краю лепестков тоже проходит тонкая, сверкающая кайма, которая даёт удивительный эффект, контрастируя с основным лососёво‑оранжевым тоном. Кстати, и сама окраска цветков кажется светящейся, переливчатой, очень привлекательной.

‘Melusina’ Фото: Галина Панкратова

А вот роза ‘Dainty Bess’ (Archer), которая уже успела отметить своё девяностолетие, прославилась благодаря пурпурным тычинкам. Ведь практически у всех роз тычиночные нити имеют жёлтую окраску. Правда, у неё есть ещё одна особенность: цветок состоит всего из пяти лепестков. Без редкостных тычинок она, вероятно, вошла бы в историю розоводства, но помнили бы о ней только специалисты.

Сделать розу неповторимой могут не только цветки. Сорт ‘Ile Rouge’ (Delbard) выделяется среди всех прочих оригинальной бело-зелёной листвой. Селекционеры уверяют, что пёстрые листья служат главным украшением куста до того, как он зацветёт. Правда, в дальнейшем роза производит несколько странное впечатление, поскольку необычная листва отвлекает внимание от цветков, но к этому можно привыкнуть.

В заключение хочется сказать, что, сажая у себя в саду необычные розы, следует тщательно выбирать для них не только место, но и партнёров, которые должны подчёркивать их уникальность, не отвлекая внимание на себя.