Слово – победителям. Итоги московского фестиваля «Сады и люди»

Елена Кожина / АиФ

В нынешнем году фестиваль проходил под девизом «Движение в саду». Тех, кто в этот раз не сумел побывать в «Сокольниках», мы хотим познакомить с двумя конкурсными проектами — «На гребне волны» и «Метаморфозы дерева в саду». Лучше всего о них расскажут сами создатели.

   
   

Вещий сон

Гран-при фестиваля — «На гребне волны» (Сергей и Ирина Токаревы, Светлана Шепелевич).

Простой деревянный помост, напоминающий мостки над водой. Несимметричная пергола, очертания которой повторяют силуэт набегающей волны. Струи, падающие из её опор в неглубокий водоём. Светлая, точно обкатанная морем галька. И растительная композиция — словно пена, оставленная на берегу морским прибоем.

Мы беседуем с Сергеем и Ириной Токаревыми.

Сергей и Ирина Токаревы, Светлана Шепелевич Фото: АиФ/ Андрей Лысиков

Мария Юрасова, «АиФ. На даче»: —  Как возникла сама идея вашего конкурсного проекта?

С. Т.: — Идея пришла ко мне во сне (смеётся). Я вернулся с ранней утренней тренировки, лёг немного поспать и, проснувшись, буквально за час нарисовал всю эту конструкцию. А потом мы дорабатывали её уже вместе с девочками. Сначала этот сад выиграл на творческом конкурсе проектов, который проводился ещё зимой, благодаря чему нам выделили спонсорскую помощь на его реализацию в рамках фестиваля. Мы воплотили его в жизнь и опять выиграли.

—  Вам нравится работать с водой?

   
   

С. Т.: — Темой фестиваля было движение в саду. Изначально наша идея заключалась в том, чтобы передать движение за счёт перголы, имитирующей волну. А потом как-то сама собой пришла мысль о том, что стоит дополнить её струящейся водой, которая сделает композицию ещё более динамичной. Потому что вода — это, конечно, жизнь, движение.

—  У вас очень лаконичная, но при этом эффектная растительная композиция, в которой использовано всего несколько видов. Расскажите о ней подробнее.

С. Т.: — Растительная композиция здесь играет роль эдакой пены морской. Это Ира и Света постарались.

И. Т.: — Здесь использованы устойчивые виды — так называемые растения «новой волны». Это стилистическое направление, основоположником которого стал знаменитый голландский дизайнер Пит Удольф. Синий цвет нам задаёт сортовой котовник Фассена. У его цветков более насыщенный оттенок, чем у видовых растений. Вместе с ним высажены злаки: овсяница сизая, бриза, или трясунка, келерия сизая, вейник, щучка дернистая сортовая. Самое высокое растение в композиции — это фалярис тростниковый. Мы специально искали виды, которые колосятся пораньше, — ведь для большинства злаков пик декоративности приходится на август — сентябрь. Но овсяница, щучка, вейник и фалярис уже сейчас дают нам колоски, которые очень красиво колышутся, создавая движение, иллюзию морского прибоя.

Вода – символ движения. Фото: АиФ/ Елена Кожина

—  На заднем плане, за перголой, у вас живая изгородь из туи. Какую роль она играет?

С. Т.: — Изначально в проекте её не было. Мы просто вынуждены были закрыться от излишне пёстрого фона, который очень мешал восприятию. На помощь нам пришёл один из питомников‑спонсоров. Они очень быстро привезли нам туи, из которых мы и сделали эту изгородь.

А ещё неожиданный эффект получился благодаря дубу. На открытой площадке тени от опор перголы создавали бы очень красивый изменчивый рисунок, что изначально и было предусмотрено в проекте. Но из-за стоящего рядом огромного дерева это можно увидеть только утром. Зато сам дуб тоже создаёт игру теней, которая даёт дополнительный эффект.

В начале было семя

Золотая медаль — «Метаморфозы дерева в саду» (Анна Лозинская, Анаит Акопян).

Уютная зелёная гостиная под открытым небом, стены и мебель которой сделаны из деревянных поддонов для транспортировки.

Мы беседуем с Анаит Акопян.

Анаит Акопян. Фото: АиФ/ Елена Кожина

—  В чём смысл названия вашего проекта?

А. А: — Дерево вырастает из семени. Потом оно становится ценным ресурсом для человека — древесиной, из которой изготавливают самые разные вещи. У нас с коллегой возникла идея раскрыть тему «Движение в саду» именно таким образом, объединив в одном проекте живые растения и изделия из дерева.

—  Мебель, пергола и стенка в вашем саду сконструированы из обычных деревянных поддонов — так называемых паллет. Почему вы остановились на таком необычном материале?

—  Но ведь паллеты, на которых много чего транспортируется, тоже делают из древесины. Ещё весной, когда мы начали готовиться к воплощению своих идей в жизнь, именно на таких поддонах к нам пришли растения, материалы. И нам захотелось дать этим паллетам вторую жизнь, потому что они очень гармонично выглядели в саду, не казались чужеродным элементом.

Сейчас в Европе на пике популярности экодизайн — переход на натуральные материалы. Особенно в саду, где это выглядит наиболее естественно. И одна из модных тенденций — использование уже отработавших своё паллет. К сожалению, у нас эта тема ещё не очень развита, и нам хотелось показать, как красиво обустроить свой сад при помощи обычных деревянных поддонов. Ведь паллеты часто остаются после окончания стройки, и мы их, как правило, ломаем и сжигаем, а ведь их можно использовать и по-другому.

—  Для растительных композиций вы выбрали очень красивое цветовое решение. Лилово‑серебристые тона хорошо сочетаются и со светлым деревом, и с зеленью. Что вас побудило остановиться именно на этой гамме?

—  С одной стороны, это дань летнему периоду. Сейчас на пике декоративности шалфеи, и нам захотелось сделать свойственный им глубокий фиолетовый цвет основным, потому что он замечательно смотрится в саду — неагрессивно и даже, наверное, успокаивающе. В результате мы решили сыграть на разных оттенках лавандового и сделать в нашей гостиной под открытым небом такие островки лилового цвета.

Вторая жизнь поддонов. Фото: АиФ/ Елена Кожина

—  В ваших цветниках много дель­финиумов. Чем вас привлекло это растение?

—  Нам были необходимы растения-солисты. И мы не нашли ничего лучшего, чем дельфиниумы. Мы сразу остановились на них, потому что они дают в цветнике вертикаль — эффект­ную, но не такую грубую, как, скажем, люпины. Дельфиниумы выглядят нежнее, и нам показалось, что это идеальный вариант для нашего проекта.

—  Сейчас многие цветоводы отказываются от выращивания дельфиниумов, считая их проблемными и трудоёмкими: они требуют подвязки, подвержены заболеваниям, недолговечны. Но пример вашего цветника наверняка окажется вдохновляющим для многих.

—  Я думаю, солисты имеют право на небольшие капризы. Им трудно найти замену, и выглядят они просто потрясающе. Даже в небольшом саду можно себе позволить пару растений, за которыми нужен особый уход.

Смотрите также: