Русские сады. Кто победил на выставке Moscow Flower Show–2017?

«Московский ковчег»: берёзы, травы, птицы. © / Елена Лебедева / Из личного архива

У нас есть своё!

Побывала на садовом фестивале в Москве. Конкурсные сады очень понравились, от некоторых я была просто в восторге. Интересно, смогли бы они составить конкуренцию тем, что были представлены на английской выставке в Челси, о которой вы недавно писали.

   
   

Дарья  П., вопрос из электронной почты aifdacha@aif.ru

Отвечает президент Московского фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show Карина Лазарева:

—  Могу смело утверждать, что смогли бы. Это сады международного уровня. При этом они более понятны и легки именно для нашего восприятия, потому что в представленных проектах европейское качество исполнения сочетается с русским образом мысли. Конечно, творчество не имеет национальности, но тут мы чувствуем что-то родное. Дизайнеры использовали наши материалы, растения, произрастающие у нас и выращенные в российских питомниках. Даже ненужный, казалось бы, хлам, который порой валяется прямо под ногами и который мы не замечаем. Благодаря фантазии авторов эти вещи стали садовыми деталями. Это, пожалуй, самое ценное, чем отличился фестиваль в этом году — полное импортозамещение.

Не надо ездить за моря, чтобы потом слепо копировать чьи-то сады. Ехать стоит только за опытом. Всё остальное у нас — своё.

В этом году мы увидели оригинальный почерк российских дизайнеров. В последнее время в среде профессионалов было много разговоров на тему, что такое русские сады. Вот же они! Красивые и гармоничные. Экологичные, соответствующие нашему климату. Имеющие «человеческий» формат. Любой дачник может примерить их на себя. Почерпнуть идею и даже повторить на своём участке, не важно — целиком или просто кусочек.

«Малахитовая шкатулка»: старые рельсы и нежные цветы. Фото: Из личного архива/ Елена Лебедева

С любовью к природе

Нынешний фестиваль садов и цветов удивил и восхитил меня одновременно. Как обычный среднестатистический дачник, я всегда прикидываю, что из увиденного на выставке можно воплотить в жизнь на своём участке. На этот раз я только успевала повторять: «Хочу такой!»

   
   

Конкурсные сады не спорили с природой — они будто были её частью. При этом в каждом из них по-разному, но очень явственно ощущалось присутствие человека.

Гран-при

«Малахитовая шкатулка» Оксаны Хлебородовой — сад, посвящённый сказам Павла Бажова. Это замечательный пример того, как можно превратить недостатки в достоинства. Неровный рельеф, каменистая почва, даже старые рельсы и ржавая вагонетка стали основой простой, казалось бы, композиции. Но её хочется разглядывать и разглядывать, как ларец, полный драгоценных камней, обнаруживая всё новые мелкие детали, которые кажутся не рукотворными, а созданными самой природой. Невысокие хвойные, мелкие кустики, дикие травы и цветы, проросшие между огромными камнями, шнитт-лук, пробившийся сквозь гальку насыпи. И тут же строгий, но эффектный павильон — место для отдыха или чертог Хозяйки Медной горы?

Хвойные и камни – классическое сочетание. Фото: Из личного архива/ Елена Лебедева

Золото

Золотых медалистов по итогам фестиваля оказалось больше десятка. Рассказать обо всех, увы, не получится, поэтому хочется остановиться на проекте, который произвёл на меня наибольшее впечатление. Это сад Дианы Сабировой «LIBELLULIDEA» — «Стрекоза». Такое подёрнутое ряской озерцо или пруд можно увидеть поблизости от любого дачного посёлка. Заросшие берега, порхающие над водой стрекозы и ощущение остановившегося времени. Но Бог сокрыт в мелочах. Эта естественность столь тщательно продумана и выстроена, что каждая былинка вносит свой особый штрих в общую картину. Плакучие формы декоративных хвойных (вот где они смотрятся лучше всего — у воды!). Папоротники, манжетка, дербенник, дикие ирисы и даже обычная валериана, скрывающие берега: все эти растения можно найти в ближайшем лесочке. Они не требуют бесконечных прополок и как нельзя лучше сочетаются с неприхотливыми крупными хостами, бузульниками и медуницами. И даже вода в противовес прозрачным, как стекло, забугорным прудам мутная, но зато удивительно настоящая, живая. Такой сад — находка для тех, кто устал от городской суеты, стремится к покою и не хочет тратить время на кропотливый уход за посадками.

«Стрекоза» скульптора Виктории Чичинадзе в саду «LIBELLULIDEA». Фото: Из личного архива/ Елена Лебедева

Серебро

Среди серебряных призёров мне приглянулись два проекта городского озеленения. Первый — сад Натальи Домбровой и Маргариты Смирновой «Вторая жизнь», вариант зелёного оформления бывшей промзоны. Второй — «Московский ковчег» Ирины Будиновской и Светланы Макаровой, уголок живой природы посреди мегаполиса. Находки создателей обоих проектов имеет смысл взять на вооружение многим дачникам. Светильники из обрезков ненужных труб, вазоны из старых бетонных блоков вовсе не кажутся брутальными и грубыми в окружении берёз и простых, но удивительно симпатичных «сорняков»: тысячелистника, кореопсиса, щучки, рябинника. Это бюджетный и оригинальный вариант оформления дачного участка. А тем, кто посчитает его чересчур экстравагантным, стоит обратить внимание на отсыпанную щепой дорожку, берёзовый тын, домики для птиц, полезных насекомых и мелких зверюшек, которые с удовольствием поселятся рядом с не докучающими им людьми. Стоит шагнуть за порог дома — и вот она, природа. Наша, родная — с берёзками, травами и полевыми цветами. Даже лужайку косить не надо. Это ли не счастье?

«Вторая жизнь»: растения «укрощают» железо и бетон. Фото: Из личного архива/ Елена Лебедева

Смотрите также: