«Колесо обозрения». Секреты создания круговой композиции

Садовой композицией кругового обзора называется любая группа растений, которую можно видеть с нескольких сторон. Это могут быть деревья, кустарники и травянистые многолетники, высаженные на газоне или островком среди мощения, композиция из водных растений в центре прудика. Даже небольшая группа растений в контейнерах, которые стоят в зоне отдыха, вполне может быть круговой. Однако при всех различиях правила построения круговых композиций остаются едиными, независимо от их структуры и местоположения.

Важно
Особенность любой композиции кругового обзора заключается в том, что её фон меняется в зависимости от точки обзора: это может быть и яблоневый сад, и соседский дом из красного кирпича, и ваш собственный дом. Это обязательно нужно учитывать – в противном случае композиция будет оторвана от окружения и сад перестанет восприниматься целостным.
   
   
Фото из книги

Структура

Композиция кругового обзора может быть решена в регулярном или пейзажном ключе. Регулярная часто строится концентрической: в центре её размещается главный акцент, а на разном удалении от него высаживаются по окружности кустарники и многолетники. Подбираемые для таких композиций элементы имеют строгие геометрические контуры.

Но регулярная структура предъявляет свои требования к окружению. Представим газон с живописными кустарниками и цветниками из многолетников, обрамляющими его извилистыми линиями. Согласитесь, расположенная в центре геометрическая регулярная композиция тут не к месту. Здесь куда логичнее будет смотреться группа в пейзажном духе. Она не отцентрирована сама, как и главный элемент внутри неё, а растения отличает живописный естественный облик. Не стоит вводить в состав такой композиции хвойные или стриженые растения с правильными геометрическими формами.

Пейзажная композиция может иметь нечёткие границы. Например, её конфигурация в плане будет напоминать не круг, а контуры амёбы с удлинёнными «щупальцами». Между ними образуются «карманы», которые существенно различаются между собой. Одни располагаются на фоне дома, другие – на фоне плодового сада, что влияет на цветовое решение композиции из многолетников или невысоких кустарников и на сезонную декоративность растущих внутри них растений. К тому же эти «карманы» по-разному ориентированы по сторонам света: какой-то из них оказался на севере и продолжительно затенён, а другой жарится под солнцем на юге. Это различие влияет уже на подбор видов исходя из их экологических требований. Такая структура позволяет создать интересную группу, изменяющуюся по всему кругу обзора.

Фото из книги

Кстати
В качестве центрального элемента не всегда выступает растение: это может быть и скульптура, и фонтан, и ваза с цветами, и опора с лианами.

Местоположение

Окружение влияет и на местоположение композиции. К примеру, соседский дом может быть вам визуально неприятен. Так зачем высаживать растения на его фоне, если можно сместиться на плоскости газона вправо или влево? Многие пытаются таким образом закрыть постройки, в том числе и соседские. Однако результат редко получается удовлетворительным: напротив, вы будете вынуждены постоянно видеть их, любуясь своей композицией.

Часто композиции кругового обзора располагают непосредственно в геометрическом центре газона, водоёма и т. д. Это оправданно только при регулярной планировке сада. В большинстве же случаев мы пытаемся смоделировать в саду естественные условия, поэтому лучше сместить группу относительно центра, а в какую сторону – продиктует окружение.

   
   

Размеры

Чаще всего композиция кругового обзора строится с таким расчётом, чтобы она полностью попадала в поле нашего зрения. При этом мы можем наблюдать её с нескольких видовых точек – и с крыльца, и с дорожки, и из беседки. Как быть в этом случае? От каждой такой точки следует с помощью угольника с углом 30° построить горизонтальные углы зрения в сторону предполагаемого расположения группы. Пересечение этих углов образует некоторую область. Это и есть ориентировочная ширина композиции.

Что касается высоты, то такая группа должна целиком вписываться в наш вертикальный угол зрения. При этом желательно, чтобы оставалось немного газона под композицией и немного неба сверху. Это возможно, только если высота растений в 2–2,5 раза меньше, чем расстояние от видовой точки до композиции. Соответственно, измерив его, мы можем получить её ориентировочную высоту. Причём речь идёт о самом высоком элементе. Если же несколько видовых точек располагаются с разных сторон композиции на различных расстояниях, то сначала мы выбираем самую дальнюю из них. Зная требуемую ширину, рассчитываем высоту. Подбираем главный элемент. Затем переходим на другую точку. Если расстояние от неё существенно меньше, то мы видим не всю композицию, а только её часть – либо нижнюю, либо верхнюю. Например, если центральным элементом выбрана ель, то с первой точки мы увидим конус, а со второй – только хвойный фон. На этом зелёном фоне следует просто построить новую композицию, высота главного элемента которой будет соответствовать расстоянию до данной видовой точки. Аналогичным образом мы проходим по всем остальным точкам.

В композиции всегда должна соблюдаться иерархия элементов: главный – подчинённые – подчинённые подчинённым и так далее. Их количество тем больше, чем ниже уровень подчинения: главный элемент один, подчинённых больше, элементов же самого нижнего уровня обычно не сосчитать.

Фото из книги

На заметку
Высота подчинённого элемента чаще всего меньше, чем высота главного. Чтобы определить её, пользуются пропорцией золотого сечения. Суть её в следующем: отрезок АВ делится точкой С в пропорции золотого сечения, если вся его длина АВ так относится к его большей части АС, как большая часть АС относится к меньшей СА. Точное цифровое выражение пропорции золотого сечения – 0,618:0,382.

Контраст и нюанс

Независимо от того, какую композицию – регулярную или пейзажную – вы выбрали, построить её можно с помощью двух приёмов, известных как контраст и нюанс. Иногда их называют «метод противопоставления» и «метод подобия». В обоих случаях мы сравниваем характеристики используемых в композиции элементов. В первом выбираем те из них, которые отличаются кардинально, во втором же отличие будет небольшим и ступенчатым.

О каких характеристиках идёт речь? Это размеры растений, форма кроны, фактура поверхности. Противопоставляя их (вертикаль – горизонталь, тёмный – светлый, пирамидальный – шаровидный и т. п.), мы получаем контраст. Ступенчатое изменение (насыщенный бутылочно-зелёный – светло-зелёный – салатовый; небольшой шар на высоком штамбе – средний шар на среднем штамбе – большой шар на земле) даёт игру нюансов.

Важно понимать, что контраст или нюанс можно применять не только к соотношению элементов внутри композиции, но и к соотношению самой композиции и её окружения.

* Журнальный вариант