Однако качество «своих» снимков часто оставляет желать лучшего. То они выходят нерезкими, то как будто выцветшими или затемненными, а иногда имеют неестественный цвет. На что же надо обратить внимание начинающему фотографу?
О технике
Существуют различные типы цифровых фотокамер: компактные, зеркальные, беззеркальные со сменными объективами. Конечно, возможности «зеркалки» с набором объективов очень велики, но поверьте, что вполне качественный снимок своего сада можно сделать при помощи любой современной камеры. Главное – научиться ею пользоваться!
|
Для начала прочитайте инструкцию, ознакомьтесь с пунктами меню и основными функциональными кнопками. Так вы научитесь не ограничиваться одной лишь съемкой в режиме полного автомата, при которой камера сама решает за вас, что ей снимать и как. Вы сможете пользоваться базовыми режимами, менять экспозицию, светочувствительность матрицы, включать вспышку или корректировать цвета, которые получаются на снимке.
Очень многое зависит от характеристик и качества объектива. Для съемки ландшафтов и садовых пейзажей принято пользоваться объективами с малым фокусным расстоянием (широкоугольными), а при работе компактными камерами выбирать короткофокусное положение зум-объектива. (1) Это дает возможность расширить угол обзора и сохранить четкость всех объектов на снимке.
|
Небольшие фрагменты сада и отдельные растения чаще снимают портретными или длиннофокусными объективами, а крупный план цветка или насекомых – макрообъективами. (2) Мелкие предметы неплохо удается сфотографировать и компактной камерой в режиме макросъемки. (3)
|
Пейзаж или портрет?
При фотографировании ландшафта сада стараются соблюсти резкость всего изображения – и передних, и дальних планов. С появлением опыта будет полезно освоить управление глубиной резко изображаемого пространства с помощью изменения размеров отверстия диафрагмы. Для ландшафтной съемки обычно устанавливают большие значения диафрагмы или переводят камеру в базовый режим съемки «Пейзаж». (4)
|
Если же надо выделить сюжетный центр снимка, то его стараются сделать четким, но «размыть» задний план. Ведь на пестром, хаотичном фоне главный объект будет теряться. Чтобы этого не случилось, нужно перейти к портретному режиму съемки, который обозначается в камере пиктограммой «Портрет», а еще лучше – снимать с открытой диафрагмой (самые маленькие значения). Именно так удается сделать качественные снимки своих любимых цветов на фоне забора, ветвей дерева или соседского сарая. (5)
|
Как красивее?
С давних времен в искусстве возникло понятие «золотого сечения». Применительно к фотографии оно упрощенно сводится к «правилу третей». Кадр зрительно делится прямыми линиями на три равные части по вертикали и горизонтали и получается сетка из 9 квадратов. Если основной объект фотографирования размещать не в центре, а сдвигая его в одну из четырех точек пересечения линий золотого сечения, то такой снимок большинству людей будет представляться более естественным. (6, 7 и 8)
|
Ошибку допускают те, чьи снимки делятся пополам линией горизонта, вертикальным столбом или любым другим протяженным предметом. Гораздо лучше совмещать вытянутые объекты с линиями золотого сечения (9). Не случайно на фокусировочных экранах многих камер для удобства специально отображена сетка.
|
|
Солнце – друг или враг?
При съемке сада, как и в других жанрах фотографии, решающее значение имеет освещение. Самые выразительные кадры получаются в утренние и вечерние часы. Свет в это время менее яркий, более теплых оттенков. Особенно это важно в летний период. Мягкое боковое освещение подчеркивает рельеф местности, выявляет фактуру объектов и создает красивые длинные тени, придающие картинке объем.
|
Солнечным днем большое значение имеет направление света. При прямом освещении (солнце за спиной фотографа) получаются неинтересные, «плоские» снимки. Гораздо выгоднее – боковой свет (солнце из-за плеча). К тому же самые яркие области неба вблизи солнца при этом в кадр не попадают. (10, 11)
|
В полуденные часы солнечный свет самый резкий, контрастный, а тени очень плотные. Различие в освещенности между темными и светлыми участками кадра может быть очень высоким, и снимки нередко получаются передержанными в светлых местах или недодержанными – в темных. Лучше не включать в кадр слишком яркие участки неба, крыши или бликующие стекла. Тогда цвета станут ярче и насыщеннее.
Держите крепче!
Много неприятностей приносит и смазанность кадра, получившая у фотографов наименование «шевеленка». Это обычно случается при недостаточных значениях выдержки – из-за движений рук во время съемки или от вздрагивания камеры при резком нажатии на спуск.
Чтобы избежать нерезкости, следует научиться жестко фиксировать камеру в руках и плавно давить на кнопку. По возможности используйте в качестве упора статичные объекты типа скамеек или заборов. А еще лучше – снимайте при помощи штатива. Большое подспорье окажет и стабилизатор изображения, которым снабжены многие модели.
Так, осваивая один за другим секреты фотосъемки, каждый садовод может стать вполне приличным фотографом.
Знаете ли вы?
В современных камерах фокусировка, или наведение на резкость, и оценка экспозиции осуществляются при нажатии кнопки спуска затвора наполовину. При этом в видоискателе или на дисплее камеры вспыхивает индикатор, а также слышен звуковой сигнал. И лишь тогда кнопку нажимают до конца и делают снимок. Некоторые новички и не представляют, что перед окончательным нажатием кнопки камеру можно поворачивать и изменять композицию кадра.
Поэтому на их снимках главный объект всегда находится в центре, что выглядит довольно скучно.
Фото автора