Сад Марии Уткиной расположился на южном побережье Финского залива, ему более 15 лет. Здесь тоже можно увидеть типичные питерские приметы: мульчирование корой, увлеченность карликовыми хвойными, умение прививать штамбовые формы, стричь и прищипывать. Интересно мощение, сделанное из бетона с вкраплением известняка. Мария оригинально стрижет лиственницу, считая ее самым пластичным хвойным деревом, ведь из него можно выстричь все, что захочется, например, половину арки. Радуют глаз взрослые хвойные, привлекательно выглядят и большой водоем, и крошечное очаровательное болотце, увлечена Мария японскими ирисами, содержит целую коллекцию их питерской селекции, а в тенистом местечке сада стоит стул, сиденье которого оформлено мхом.
Сад Константина Коржавина расположен на Карельском перешейке – сейчас это место называется Пески, а раньше тут был финский хутор. При освоении участка было решено максимально использовать то, что осталось от старых хозяев – старые яблони, два огромных дуба и двухметровый заросший холм, бывший когда-то основанием большого дома. Двум старым яблоням, растущим в центре сада, подняли крону, их ежегодно формируют таким образом, чтобы они логично смотрелись рядом с высаженными под ними папоротниками и теневыносливыми хвойными – туями, кипарисовиками, тсугами. Скудная песчаная почва отлично подошла для выращивания обычно капризных в садовой культуре печеночниц, орхидей, плаунов. Украсили композиции подходящие по стилю замшелые пни и коряги.
Кладка старого финского фундамента послужила источником потрясающе красивых камней, поросших мхами и лишайниками. Продолговатые камни ориентировали в одном направлении, имитируя природную осыпь, пространство между ними заполнили почвой для посадки карликовых хвойных и альпийских растений и замульчировали мелким рассыпающимся гранитом, «рапакиви» по-фински. Получилось несколько композиций, плавно перетекающих одна в другую.
Ежегодно стригут заросли старых спирей у забора, придавая обтекаемую форму, теперь они выглядят аккуратно и напоминают некую абстрактную скульптуру. Хвойная коллекция насчитывает более 200 видов и сортов и почти не требует ухода, кроме хорошего еженедельного полива и формирующей стрижки или прищипки. Комфортно тут и вересковым, кроме рододендронов и собственно вересков это гаультерии, подбел, кассиопея и пр., они посажены в смесь местной почвы, рыжего торфа и хвойного лесного опада.
Необычные формы хвойных и лиственных кустарников, тонкое сочетание разных оттенков зеленого цвета листьев и хвои, контрасты фактур и форм – такой сад сможет да и захочет устроить у себя не каждый, но поразит он любого гостя.
Сад Татьяны Шахмановой расположен в лесу, где под кронами старых деревьев посажены все теневыносливые редкости, которые только возможно приобрести на сегодняшний день. Информация о них тщательно собирается, изучается, растениям вдумчиво пытаются организовать максимально удобную для них жизнь. Это сад настоящего испытателя природы, которому любопытно приручать растения, стараясь расширить их привычный ассортимент. Татьяна увлечена интродукцией аризем, испытала уже несколько их видов. А как устоять и не попробовать в своем саду экзотические китайские подофилы, которые продвинутые питерские испытатели природы совершенно справедливо именуют дисосмами, с гордостью демонстрируя их почти в каждом саду. Иногда от дорогостоящего растения, с таким трудом найденного и приобретенного, с такой любовью накормленного-напоенного, так заботливо укрытого, следующей весной, остается одна бирочка. Но разве энтузиастов это останавливает?
Сад Андрея Копысова находится в Гатчине – почвы тут дерново‑карбонатные выщелочные. Сад устроен по методу зеленых комнат, этот универсальный способ организации садового пространства позволяет удачно распланировать пресловутые шесть соток так, что создается впечатление простора. Его сад делят на части живые стриженые изгороди из туи, являясь своеобразными зелеными стенами. 5 зеленых кабинетов на 6 сотках. В зоне отдыха около скамейки в такой изгороди «вырезано» окно, из которого видна прекрасная голубая ель.
Совершенно уникален его плодовый сад, представляющий собой узкие полосы замульчированной корой земли, на которых часто посажены яблони на карликовых подвоях. Андрей так мастерски обрезает их, что они обильно плодоносят. «Плодовые», параллельные друг другу полосы чередуются с метровыми полосами газона, получилось и эффективно с точки зрения получения достойного урожая плодов и необычайно нарядно и интересно с точки зрения садового дизайна. В его плодовом саду много сортов яблонь: Антоновка, Белый Налив, Память Лаврика, Мелба, Дочь Папировки, Звездочка, Брусничная… У каждого сорта своя специфика обрезки. Основные работы в плодовом саду – в марте-апреле – обрезка, летом 2–4 пинцировки (прищипка на 5–6-й лист). В октябре-ноябре он нарезает черенки для прививки.
Есть в саду две водные затеи: один крошечный водоемчик окружен интересными камнями и карликовыми кустарничками, нависающими над водой; второй водоем побольше, в нем растут и активно цветут нимфеи, на мелководье благоденствуют болотные ирисы, к открытой части водоема примыкает газон.
Имеется также огородик с теплицей, но эти полезные и нужные вещи не «лезут» в глаза, они задекорированы и не видны от дома и из декоративной зоны. Андрей умело ухаживает за газоном: даже минувшим невероятным летом травяное покрытие, которое стрижется на высоте 2 см от поверхности земли, выглядело идеально. Когда я вернулась в свой сад, сразу же уменьшила высоту стрижки до этой величины, и газон действительно стал лучше. На всякий случай предупрежу, что в жаркое лето так низко можно косить только при условии обильного полива.
Хороши линии сада – границы дорожек, садовых и водных композиций. Именно такие красивые «границы» делают дизайн стильным и приятным для глаза. Еще хозяину очень хотелось создать не только уютный и комфортный сад, но и получить красивую зимнюю картинку, поскольку он часто бывает там зимой.
Татьяна ШИКАНЯН, ландшафтный дизайнер
Смотрите также:
- Есть чем похвастаться. Что такое демонстрационные сады и зачем их создают? →
- Сам себе дизайнер. Как сделать красивый сад на маленьком участке →
- Застывшая музыка, или Как использовать камни для дизайна сада →