Сказка с оркестром. Впервые балет «Щелкунчик» поставили на сцене Мариинки

На улице было по-новогоднему холодно, да и на сцене действие происходило зимой. Так и повелось, «Щелкунчик» считается традиционной рождественской сказкой.

   
   

«Щелкунчик» — не только один из старейших наших балетов, но и самый известный за рубежом. Он всегда считался детским балетом — по исполнению, но не по музыке. Да и история самого балета совсем не детская...

Петр Ильич Чайковский работал над ним около двух лет — заказ пришел от дирекции Императорских театров. За это время у Чайковского в семье случилась трагедия — умерла его сестра Александра Ильинична. «Погасло наше солнышко», — говорил о ней композитор. А за два года до того скончалась любимая племянница Чайковского — он, не имея своих детей, души не чаял в племянниках. Отсюда в «Щелкунчике» такие трагические нотки...

До сих пор не решено точно, кому же принадлежала идея поставить «Щелкунчика» — главному балетмейстеру Мариинского театра Мариусу Петипа или директору Ивану Всеволожскому. Но рисунок будущего спектакля прорабатывает Петипа. Он бы, вероятно, и стал режиссером, но в 1892 году умирает его 15-летняя дочь Евгения. Петипа тяжело заболевает... Режиссуру ставит танцовщик, хореограф Лев Иванов.

Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892

Тот, первый вариант «Щелкунчика» лучше всего описал сам композитор: «Постановка... даже слишком великолепна, — глаза устают от этой роскоши». Роскошь, сказка, калейдоскоп — вот что сводило с ума. Один «Вальс снежных хлопьев» чего стоит: в нем было занято 60 снежинок! Феерическая красота костюмов и движения танцовщиц создавала исключительную оптическую иллюзию, снежинки образовывали крест, крест кружился... Говорят, это было настолько красиво, что на последующих представлениях публика специально брала билеты не на дорогие места в партере и ложах, а на высокие ярусы — оттуда, с высоты, картинка поражала воображение. А если глянуть в либретто, в нем описана не меньшая красота: «Зала превращается в еловый лес зимой. Начинает падать снег крупными хлопьями, поднимается вихрь и метель. Постепенно метель утихает, и зимний ландшафт освещается мягким светом луны; при лунном свете снег искрится, как бриллианты»...

В первом акте «Щелкунчика» танцевали дети, ученики хореографических училищ. Спектакль был настолько масштабным, что детей не хватило. Недалеко от Мариинки тогда располагался один из кадетских корпусов, и мальчишек для изображения массовых боев с мышами брали прямо оттуда. А во втором акте танцевали уже взрослые танцовщики. Кстати, партия, которую сегодня называют «розовым вальсом» или «вальсом цветов», тогда называлась «золотой вальс» — впервые он был исполнен в золотых костюмах. Звездами того первого «Щелкунчика» были тоже дети. Исполнительнице роли Клары (тогда Машеньку, главную героиню истории, звали Кларой) Станиславе Белинской было 12 лет! А Щелкунчику — Сергею Легату — 17. Взрослыми солистами стали итальянка Антониетта Дель-Эра (фея Драже), Павел Гердт (принц Коклюш), Тимофей Стуколкин (Дроссельмейер) и другие.

Какой был восторг у публики! Но критика выдавала отрицательные отзывы. Один из балетных обозревателей вообще заявил, что «Щелкунчик» годится разве что для балаганных представлений. «Нет ни завязки, ни хода действия, ни развязки — вместо всего этого ряд несвязанных сцен, в которых главная роль предоставлена детям и мышам разных величин... Ничего, кроме скуки».

   
   

Сам балет — то, каким он был создан — практически не сохранился. Одни осколки... Парадоксы истории: те два танца, рисунок которых дошел до наших дней, выжили благодаря воровству. Помощник Петипа Николай Сергеев был на тот момент в Мариинском театре «сбоку припеку» — фанат, поклонник, театрал-любитель. Это после он займет должность главного режиссера Мариинки, а пока бегает за Петипа с карандашом. Вот что он рассказывал в 1915 году: «Я записал все, что я видел из М. И. Петипа. Надо мной и моей системой много смеялись еще и во время директорства И. А. Всеволожского и кн. С. М. Волконского... Петипа, видя, что я записываю, выгонял меня из репетиционного зала! Но я никого не слушал и, как фанатик, продолжал свое дело. Я счастлив, что теперь, по прошествии многих лет прекрасные художественные создания творческой фантазии М. И. Петипа... воскресают. Мой труд, моя „хореографическая летопись“ удостоились официального признания».

Во время революции фанат Петипа бежал за границу. Записи из архива Мариинского театра он «умыкнул». Спустя годы ему пришлось много работать с Морисом Бежаром. Великий хореограф Бежар воспринял и запомнил из записей Сергеева знаменитое па-де-де из первого «Щелкунчика». И в 50-х годах Бежар восстановил для Стокгольмской оперы то самое па-де-де... Сейчас записи Сергеева хранятся в архиве Гарвардского университета.

Еще один сохранившийся из той постановки 1892 года осколок — «танец Буффона с обручем» в исполнении Александра Ширяева, который сам себе его сочинил и нарисовал на манер мультфильма, зафиксировав каждое движение. В последующих редакциях этот номер не сохранился — но рисунки попали за границу, и в 50-х годах хореограф Джордж Баланчин ставит «Щелкунчика» в Нью-Йорке с этим же танцем. С тех пор США считает представления по «Щелкунчику» рождественской традицией. В частности, актер Макалей Калкин, который прославился не только как мальчик из фильма «Один дома», но и как балетный танцовщик, исполняет этот танец в полнометражном музыкальном фильме «Щелкунчик» (1993 год).