Российский театральный «Оскар». Что смотреть на фестивале «Золотая Маска»

Символ Национальной театральной Премии и фестиваля «Золотая Маска». © / Евгений Одиноков / РИА Новости

4 февраля в Москве стартует театральный «Оскар» — российская национальная театральная премия «Золотая Маска». В этом году в конкурсной программе фестиваля, который проводится уже в 22-й раз, участвуют 52 театра из 19 городов России, 69 спектаклей и более 200 частных номинантов. Мероприятие продлится два с половиной месяца, а 16 апреля в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко жюри назовет имена победителей.

   
   

Впервые за многие годы Москва, Санкт-Петербург и российская провинция составляют «три равноценных больших блока». Как заявил председатель экспертного совета Драматического театра и Театра кукол Александр Вислов: «В этом году рекордно большая афиша из-за того, что именно в регионах стало появляться много интересных спектаклей. Поэтому мы решили, особенно в ситуации сокращения бюджетов, представить российский театр в „Золотой Маске“ во всей красе».

АиФ.ru рассказывает о самых интересных спектаклях крупнейшего театрального фестиваля страны, которые вряд ли ещё когда-нибудь представится возможность увидеть в Москве.

Опера

«Дон Жуан», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Где: Театр «Новая опера»

Когда: 12 февраля

Пермский театр оперы и балета, который обычно не уезжает с «Золотой Маски» без наград, в этом году в рамках конкурсной программы вновь привёз в Москву несколько спектаклей. Уже 12 февраля на сцене театра «Новая опера» покажут завершающую часть амбициозного проекта Теодора Курентзиса «Трилогия Моцарта — Да Понте» под названием «Дон Жуан». За две предыдущие — «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» — коллектив театра уже имеет «Золотые Маски». Можно смело предположить, что и в этом году пермская опера не останется без наград, тем более, что постановка Валентины Карраско уже вызвала ажиотаж во время европейских гастролей. «После наших выступлений орали и визжали, как на рок-концерте», — заявил Курентзис после фестиваля в Дортмунде.

   
   

Очевидно, секрет успеха уральского театра заключается в том, что постановщики «Дон Жуана» постарались приблизить историю знаменитого соблазнителя к современному зрителю. Вопросы свободы духа и свободы мысли, которые поднимаются в опере, звучат очень актуально, а герои оперы Моцарта поют в лабиринте из пластмассовых манекенов, хаотично расставленных на сцене.

В рамках проекта «„Золотая Маска“ в кино» «Дон Жуана» смогут увидеть не только москвичи, но и зрители в кинотеатрах страны.

Драма

«Пьяные», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

Где: Театр им. Моссовета, Основная сцена

Когда: 29 февраля

В номинации «Драма/Спектакль большой формы» больше всех пунктов ожидаемо получил петербургский Большой драматический театр им. Товстоногова; он привёз в Москву сразу три спектакля: «Пьяные» Андрея Могучего, Zholdak Dreams Андрия Жолдака и «Человек» Томи Янежича.

29 февраля в Театре им. Моссовета ленинградские артисты представят новую классику — первую петербургскую постановку пьесы актуального московского драматурга Ивана Вырыпаева «Пьяные», которую осуществил сам художественный руководитель Андрей Могучий. В полном соответствии с названием пьесы все герои этого спектакля нетрезвы. На сцене персонажи размышляют о Боге, вере, любви — о самом главном в жизни каждого человека. Мысли пьяных кажутся сбивчивыми и наивными, но это мысли о сокровенном, которыми трезвый постесняется делиться. Как отмечает режиссёр постановки: «У всех людей есть шанс изменить свою жизнь к лучшему — об этом спектакль. Пьеса „Пьяные“ — для свободных людей, свободных от стереотипов и предрассудков».

Балет

«Тщетная предосторожность», Театр оперы и балета, Екатеринбург

Где: Большой театр, Новая сцена

Когда: 17 марта

Балету «Тщетная предосторожность» о влюбленной парочке, преодолевающей мелкие козни окружающих, больше двухсот лет, и всё это время он постоянно менялся, вплоть до партитуры. На этот раз классику поставил Сергей Вихарев, из архивных записей по крохам восстанавливая стиль императорского балетного искусства. Однако хореографы не стали буквально копировать старые формы, а создали нечто своё.

Самое интересное, что «Тщетная предосторожность» впервые будет показана на фоне лиловых ирисов и жёлтых подсолнухов — в сценографии спектакля использованы мотивы живописи Винсента Ван Гога. Ещё одно новаторство — танцевальный пролог. Им стала первая часть спектакля «Консерватория» Августа Бурнонвиля, раскрывающая секреты классического урока балета. Размявшись у станка, исполнители сразу вступают в действие основного балета.

Спектакль, вдохновлённый классикой, попал сразу в 5 номинаций «Золотой Маски». 17 марта его можно будет увидеть на Новой сцене Большого театра.

Мюзикл

«Вий», Театр музыкальной комедии, Новосибирск

Где: РАМТ

Когда: 12 апреля

«Вий» Николая Гоголя — один из самых таинственных и увлекательных сюжетов классики. На его основе в год русской литературы Новосибирский Театр музыкальной комедии решил создать фантастический мюзикл, который получил сразу 4 номинации «Золотой Маски». 12 апреля на сцене Российского академического молодёжного театра новосибирцы покажут столичным зрителям зажигательные пляски запорожских казаков, нагнетающую мистическую атмосферу, спецэффекты и настоящую историю любви.

Режиссёр-постановщик Гали Абайдулов пошёл по пути создания русского мюзикла, взяв к себе в компаньоны местных авторов. Так, музыку для «Вия» написал новосибирский композитор Андрей Кротов, а либретто — Нона Кротова. Она ввела в спектакль нового персонажа — девочку по имени Алёна, которая борется за спасение заблудших душ. Для зрителей этот «не гоголевский» персонаж станет символом надежды на светлое будущее.

Драма

«Маскарад. Воспоминания будущего», МХТ им. А.П. Чехова, Основная сцена

Где: МХТ им. А.П. Чехова, Основная сцена

Когда: 8 и 9 апреля

В рамках программы «Александринский театр в Москве» 8 и 9 апреля на сцене МХТ им. А.П. Чехова покажут спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года. Эту роскошную, дорогую и зрелищную постановку художественный руководитель Александринки Валерий Фокин приурочил к празднованию 200-летнего юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова. Благодаря новейшим технологиям режиссёр постарался возродить одну из самых выдающихся постановок XX века, которая вышла накануне октябрьского переворота.

С помощью задокументированных мизансцен удалось с высокой достоверностью воссоздать сценографию, музыку, которая использовалась на сцене Александринки почти столетие назад. Уникальность драмы «Маскарад. Воспоминания будущего» состоит и в том, что лермонтовский текст будут произносить герои спектакля Мейерхольда, а подхватят его современные актёры. По признанию зрителей, старый-новый «Маскарад» завораживает, а время в нём словно поворачивается вспять.

 

Смотрите также: