Государственный балет Берлина отменил показ балета «Щелкунчик» российских балетмейстеров Василия Медведева и Юрия Бурлаки. Причина в якобы «неполиткорректных эпизодах», которые присутствуют в постановке. Об этом в интервью Bild сообщила и. о. художественного руководителя труппы Кристиана Теобальд. Вместо рождественской истории Петра Чайковского 3 декабря зрители увидят балет «Дон Кихот».
Что неполиткорректного нашли в балете «Щелкунчик»?
Российские хореографы поставили «Щелкунчика» для Государственного балета Берлина в 2013 году за €1,5 млн. Новая постановка стала реконструкцией классического балета Мариуса Петипа (премьера прошла 18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра).
По словам Кристианы Теобальд, некоторые элементы, которые были приемлемы в XIX веке, сегодня вызывают вопросы у зрителей и требуют пересмотра. Кроме того, на спектакль поступали жалобы за стереотипное изображение людей разных национальностей.
Так, в 2015 году вопросы вызвала темная краска на лицах детей во втором акте. В этом зрители увидели «блэкфейс» — грим, имитирующий внешность темнокожих людей, зачастую в карикатурном ключе. В итоге спектакль скорректировали.
Она добавила, что Медведев и Бурлака с «тяжелым сердцем» согласились вносить изменения в постановку, поскольку они означают отход от оригинальной концепции. Кроме того, такие правки нарушают авторские права, подчеркнула руководитель балетной группы.
В постановке нашлись и другие «трудные моменты». Исполнители китайского танца, по словам Теобальд, передвигаются маленькими тройными шагами, а в восточном танце девушек из гарема у солистки коричневый грим. Это тоже культурные стереотипы.
«Все это вещи, которые теперь нельзя выпускать на сцену без объяснений», — пояснила она.
Балет «Щелкунчик» убрали из репертуара Государственного балета Берлина насовсем?
Кристиана Теобальд заявила, что выступает против популярной на Западе «культуры отмены», поэтому постановку не планируют снимать насовсем. Когда именно «Щелкунчик» вернется на сцену, она не уточнила.
«Это условия нынешней дискуссии о том, какой репертуар все еще оправдан в постколониальные времена», — подчеркнула Теобальд.
Источники информации: