Московский театр имени Ленинского комсомола, который сегодня все театралы знают как «Ленком», всегда считался одним из самых «звёздных». Ещё бы, здесь в разные эпохи играли: Ростислав Плятт, Валентина Серова, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов и многие другие. И по сей день выходят на сцену: Инна Чурикова, Александр Збруев, Леонид Броневой и др. Режиссёры «Ленкома» не менее знамениты: Иван Берсенев, Анатолий Эфрос, Марк Захаров.
«Вы мне должны только главные роли давать!»
Здание, где потом расположится «Ленком», было построено в 1907-1909 годах для московского купеческого клуба. По дубовому паркету, который местами сохранился и по сей день, некогда прохаживались: Савва Мамантов и адвокат Плевако, Трубецкие, Апраксины, композитор Рубинштейн. Но после революции декорации резко поменялись: в 1917 г. победивший пролетариат превратил светский клуб в политический, «Дом анархии». В результате из респектабельного здания митингующих анархистов через год вышибли оружием, «Дом анархии» превратили сперва в Коммунистический университет, и в его залах с пламенными речами выступал Ленин, потом — в кинозал. А в 1927 году там обосновался Театр рабочей молодёжи, сокращённо «ТРАМ», очень быстро ставший невероятно популярным. 27 октября 1927 г. они сыграли в этих стенах свой первый спектакль. Открытие такого театра отражало массовое развитие самодеятельности среди молодых строителей коммунизма, все хотели быть подобными Ермоловой, днём работающей у станка, а вечером играющей в театре. Изначально перед ТРАМами, в большом количестве открытыми по всей стране, ставились задачи в основном агитационные: борьба с пьянством, инакомыслием, ленью с помощью художественных средств.
Но, несмотря на все эти рамки, «Ленком» практически сразу начал отказываться от «агитки». К становлению театра были причастны многие мэтры советской культуры: музыкальной частью занимался композитор Исаак Дунаевский, молодых артистов учили актёрскому мастерству легендарные мхатовцы: Николай Баталов, Алексей Грибов, Николай Хмелев. Постепенно ТРАМ приходит к постановке произведений Пушкина, Островского, театру присваивают статус профессионального и новое имя: Московский театр имени Ленинского комсомола.
В феврале 1938 года труппу возглавил режиссёр Иван Берсенев, с собой он привёл Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман и Ростислава Плятта. Берсенев о периоде притирки отзывался так: «Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. „Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!“ — требовал один. Зато другой заявлял: „Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне ещё надо поучиться“. Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес... Но, хотя у многих и были мозги вывернуты ТРАМом, хотя, повторяю, были тут и бездарные молодые люди, от которых пришлось постепенно избавляться, всё же в основной массе это была интересная, живая, энергичная молодёжь, очень хотевшая, чтобы у нас получился настоящий театр. Когда мы поняли, что они — всякий по-своему — хотят, в общем, того же, чего и мы хотим, работать стало легче». Берсенев нашёл и одного из самых успешных авторов пьес: Константина Симонова. В главных ролях в спектаклях по его пьесам блистала супруга Симонова Валентина Серова.
«Кладбище незаменимых»
После смерти Берсенева в 1951 году в жизни Ленкома начинается грустный период: худруки сменяют один другого на протяжении 12 лет. Театр в упадке. К счастью, в 1963 году в жизни «Ленкома» наступает белая полоса: в театр приходит гениальный режиссёр Анатолий Эфрос. Он тоже привёл с собой прекрасных актёров: Ольгу Яковлеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина. Режиссура Эфроса приводила в восторг зрителей, но у чиновников от культуры вызывала недовольство. После нескольких спектаклей его сняли с должности главного режиссёра «Ленкома» как «не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара».
К сожалению, последние годы «выкосили» лучших ленкомовцев. Ушли из жизни легендарные Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов. Сгорели от рака Александр Абдулов, Олег Янковский, Павел Смеян, попал в страшную аварию Николай Караченцов, у которого тоже обнаружен рак, и самая свежая потеря — Дмитрий Марьянов… Их пример подтверждает, что бывают актёры, которых невозможно заменить на второй состав. Как говорит актриса Елена Шанина, сегодня в «Ленкоме» «незаменимых целое кладбище». Одно время по столице даже ходили слухи о том, что на «Ленком» кто-то наложил проклятье. Уж больно часто с его актёрами случались трагедии: накануне одной из премьер машина сбила Инну Чурикову прямо на пешеходном переходе, а Певцов вместе с ролью в «Юноне и Авось» получил сложнейший перелом ноги. Звучали даже предложения освятить театр.
Но Марк Захаров не опускает рук и говорит, что театр — живой организм, и у него, безусловно, есть будущее. В «Ленкоме» уже пятое поколение звёзд. Сегодня Марк Захаров делает ставку на Дмитрия Певцова, Александра Лазарева-младшего, Виктора Ракова, Александру Захарову и Анну Большову.