«Нелакированный» Пушкин. Где школьники учатся читать классику?

Спектакль «Евгений Онегин». © / Екатеринбургский ТЮЗ

Не проявляют нынешние школьники большой охоты к чтению классики. А может, им просто «не открывают» её? Спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Евгений Онегин» в Центральном доме литераторов заслужил овации московских школьников.

   
   

Самое важное открытие

Этот спектакль показали в Москве в рамках фестиваля «Школьная классика». Проходит он на разных столичных сценах, а в залах собираются школьники. Каждый спектакль — особенное прочтение классического произведения. Не хрестоматийное, не «егэшное», а индивидуально-человеческое. 

«Евгения Онегина» в Екатеринбургском театре юного зрителя поставила Ксения Кузнецова, режиссер, педагог, доцент кафедры актерского мастерства и сценической речи ВГИК имени С. А. Герасимова.

Спектакль окончен — школьники выходят из зала, обсуждают, спорят. Значит, Пушкин и создатели спектакля учат размышлять. Значит, мысли, возникшие от «вольного» прочтения романа из школьной «обязаловки», могут зацепить...

Спектакль «Евгений Онегин». Фото: Екатеринбургский ТЮЗ

«В школе Пушкина „залакировали“, — говорит она. — А после введения ЕГЭ вообще подход к изучению стал формальным, ускоренным. Нет возможности подумать, обсудить произведение. Конечно, так не везде, и учителя бывают настоящие, неравнодушные, но это большая редкость. А разве с Пушкиным можно так?»

Декораций в спектакле немного, они — помощники актёрам, которые практически не уходят со сцены на протяжении всего спектакля. Костюмы не раздражают необузданной роскошью, как бывает в московских театрах, но очень функциональные — небольшие детали меняют образ, позволяя актёру проиграть за 1,5 часа не одну роль. 

Жонглирование образами, вольная игра интонациями — в зависимости от того, из чьих уст звучат слова. Мы все помним, что роман написан от лица автора — именно он ведёт монолог с читателем, иногда вкрапляя в него прямую речь своих героев. А на сцене автора немного — его монологи «разобраны» практически всеми действующими лицами, и у каждого рождаются свои интонации, иногда непривычные слуху, которые открывают в знакомых пушкинских строках неожиданные смыслы. 

   
   
Спектакль «Евгений Онегин». Фото: Екатеринбургский ТЮЗ

Оказывается, можно и так?

Это, пожалуй, самое важное открытие для заполнивших зал юных зрителей. Можно и так. А можно и по-другому: перечитай, вслушайся и пойми, что откроется тебе...

«Я не просто режиссёр-постановщик, который ездит и ставит спектакли, — рассказывает Ксения Кузнецова. — Меня во всём этом интересует педагогический момент, потому что я прежде всего педагог. Я понимаю, что происходит с молодыми людьми, как их сегодняшний мир толкает: давайте вписывайтесь, выдавайте, соответствуйте. А они потерянные, у них нет возможности с кем-то поразмышлять, посоветоваться, обсудить, обменяться мыслями, куда направить себя. А это важнейшие вещи. Из этого строится судьба человека».

Спектакль «Евгений Онегин». Фото: Екатеринбургский ТЮЗ

Спектакли «по запросам»

У Екатеринбургского ТЮЗа есть свой проект для школьников — «Театр у школьной доски». 

«Он возник, когда здание закрывалось на капитальный ремонт в 2012 году, — рассказывает директор театра Евгения Умникова. — Заслуженный артист России Олег Гетце предложил идею. И мы тогда поставили небольшие спектакли по классике, которую изучают школьники, и привозили их буквально на сцены школ».

Когда вернулись в отремонтированное здание, в театре решили сохранить эту часть репертуара на малой сцене. Что ставить, спрашивали у школьников и учителей. Так родился спектакль «730 шагов» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Потом появился «Тимур и его команда». Одноимённая повесть Аркадия Гайдара в обязательную школьную программу чтения не входит, но в списке произведений для внеклассного чтения есть. Её в театре почитали вместе с детьми и увидели, что она им интересна. 

Ну, а Александра Сергеевича, по словам директора, «запросили» учителя, обеспокоенные снижением интереса к творчеству Пушкина. Сейчас екатеринбургский ТЮЗ ищет новое название для спектакля в проекте «У школьной доски». 

Спектакль «Евгений Онегин». Фото: Екатеринбургский ТЮЗ

«В Екатеринбурге всегда была очень сильная театральная и педагогическая школа, и ТЮЗ всегда был известен как один из сильных театров», — добавляет Ксения Кузнецова. 

Но ТЮЗ не просто театр, а театр для аудитории, которая подходит к порогу взрослой жизни и пытается найти ответы на массу вопросов, терзающих душу. И когда театр слышит дыхание этой души и живет с ней в унисон, это большое и очень важное дело.