Нашествие «Щелкунчиков». Где в Москве, кроме Большого, можно увидеть сказку

Учащиеся Академии русского балета имени А. Я. Вагановой во время показа балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Василия Вайнонена на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве. © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Чтобы попасть в Большой театр на «Щелкунчика», люди платят бешеные деньги, падают в обморок в бесконечных очередях. Хотя в других театрах можно свободно купить билеты по приемлемым ценам. Aif.ru разбирался, почему не приживается альтернатива.

   
   

Последний балет

«Щелкунчик», пожалуй, самое узнаваемое произведение Чайковского и последний балет гениального композитора. В постановке маэстро обратился к теме могущественной силы любви, преодолевающей любые чары. «Щелкунчик» увидел свет рампы в Мариинском театре 6 декабря 1892 года, в Москве балет дебютировал 21 мая 1919 года. С тех пор спектакль более века остается непременным атрибутом новогодних праздников. И, увы, неприятных эксцессов, связанных с приобретением билетов на этот балет в Большой театр. Aif.ru составил путеводитель по столичным театрам, где также можно посмотреть «Щелкунчика».

Много лет с успехом балет идёт на сцене Государственного Кремлёвского дворца. В 1993-м году его поставил хореограф Андрей Петров, и на сегодняшний день «Щелкунчик» выдержал свыше 300 представлений.

Замысел хореографа-постановщика, по его словам, «... восходил к сказке Гофмана как фантастической основе музыки Чайковского» — философской и бесконечно человечной. «Щелкунчик» Петрова — это не только сказочные сражения домашних мышей с куклами, ожившими под рождественской елкой. Это гуманистическая повесть о надеждах взрослеющей души, о предчувствии первой любви, об отчаянной готовности отстоять свое счастье, вступив в схватку с силами зла. Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Стоимость билетов — от 1000 до 2500 рублей.

Московский Губернский театр также приглашает на спектакль по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Красочные костюмы, декорации и мультимедийные 3D-проекции перенесут маленьких зрителей в волшебный мир, а поучительный сюжет сказки еще раз напомнит, что по-настоящему красивыми нас делает не привлекательная внешность, а сострадание, смелость и доброта. Стоимость билетов — от 1000 до 2500 рублей.

Российский академический молодежный театр также предлагает окунуться в волшебство известной новогодней сказки. Балетно-симфоническая поэма о чудесах и сражениях в 2 действиях в исполнении Русского классического театра балета под художественным руководством Валентина Грищенко. По отзывам зрителей, балет получился динамичным, красочным и невероятно таинственным. Впечатление подчеркнула безупречная пластика артистов, яркие и воздушные костюмы, сказочные декорации, абсолютно все в этом балете погружает в рождественскую сказку. А чарующая музыка Чайковского добавляет щепотку настоящего волшебства. Билеты 3500—12500 рублей.

   
   

Кошачий «Щелкунчик»

Театр кошек Куклачёва представит премьеру спектакля на музыку П. И. Чайковского «Щелкунчик и кошки» с хвостатыми артистами в главных ролях. 50 кошек-артистов «расскажут» юным зрителям старую сказку на свой манер.

«Спектакль „Щелкунчик и кошки“ — это сказка, какой ее видел Гофман, — говорит постановщик спектакля Владимир Куклачев. — Это будет драматический театр, классический балет, цирковая клоунада и кошечки, много кошечек, которые будут исполнять главные роли. Я и мой продюсер поставили перед собой цель сделать спектакль для всей семьи, надеюсь, нам это удалось».

Продолжительность представления — 1 час 25 минут вместе с антрактом. Труппа находится в гастрольном туре, и увидеть кошачьего «Щелкунчика» можно 18-19 ноября в Жуковском и Одинцово. Стоимость билетов от 600 до 1700 рублей.

Наиболее близкого к классике «Щелкунчика» предлагает посмотреть Московский театр кукол. Близость к книге, знакомые герои, переплетение прекрасной актёрской игры с теневым и кукольным театром, интересная музыка и живое пение, юмор и веселье, динамика — все это увидят дети и взрослые в постановке. В спектакле актёры играют роли людей, а куклы играют роли кукол. Щелкунчик сначала кукла, а когда чары рассеиваются —прекрасный принц, племянник Дроссельмейера. Мышиный король — это два актёра в чёрных костюмах, с семью головами на двоих: очень эффектно и устрашающе, особенно зрителям первых рядов. Билеты от 1000 до 2200 рублей, продолжительность — 1 час 40 мин с антрактом.

Декорации из детских ассоциаций

Балет «Щелкунчик» занимает особое место в репертуаре знаменитого театра «Русский балет». Спектакль очень популярен — ни одно празднование Рождества и Нового года не обходится без героев этой удивительной и мудрой сказки, которую полюбили и взрослые, и дети. «Щелкунчик» в постановке театра «Русский балет» — это удивительная, таинственная, добрая рождественская сказка. Это настоящий новогодний семейный спектакль с волшебным сюжетом и ярким калейдоскопом сцен. Театр представляет балет в постановке народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. Билет стоит 400—3000 рублей, продолжительность спектакля — 3 часа.

«Щелкунчик и Мышиный король» в Театре сатиры на Детской сцене напомнит своим зрителям о важных вещах: о любви к близким, заботе о них, о способности защищать их и идти с ними до конца. И о главном — о том, что вокруг всегда есть люди, которые помогут.

«И только тогда случается настоящее волшебство, — говорит режиссер Михаил Плутахин. — Моя цель — подарить детям хороший новогодний сказочный спектакль с красивыми костюмами и декорациями. Хочется сделать маленькое шоу, поэтому мы решили использовать разные жанры: кукольный спектакль, теневые перфомансы, живые выступления актеров, перчаточные куклы». Художник спектакля Анна Горбас призналась, что ей было интересно работать над проектом, потому что в детстве у нее было множество книг «Щелкунчик», которыми она вдохновлялась.

«Все они были с красивыми иллюстрациями, но сделаны по-разному, — рассказывает Анна Горбас. — И сценография этого спектакля родилась во многом на основе этих детских ассоциаций». Стоимость билетов — 800—2600 рублей. Продолжительность спектакля — 1 час без антракта.

«Идут по рейтингам»

И тем не менее даже при наличии выбора, люди все равно стремятся попасть на «Щелкунчика» в Большой театр. Валерия Уральская, кандидат философских наук, главный редактор печатной версии журнала «Балет», профессор, связывает этот интерес с ореолом Большого театра, авторитет и красота которого создают настоящий ценный новогодний подарок.

«Здесь главное — куда прийти, — отметила для aif.ru Валерия Уральская. — В первое здание первого театра страны. Поэтому основная масса людей, стоящих в очереди, не знает, что есть прекрасные балерины в других театрах. Для них важно общее состояние и восприятие действа, которые формирует именно Большой театр. Это уже традиция».

А традиции эти создаются в том числе и СМИ, продолжает для aif.ru историк Москвы, культуролог Филипп Смирнов. У людей «щелкает» в голове привычная схема того или иного праздника, и они воспроизводят привычный ритуал.

«Условно, чтобы „достойно“ отметить Новый год, обыватель формулирует себе задачу приготовить оливье, сводить ребенка на Кремлевскую елку и посмотреть Щелкунчика в Большом. И из-за этих штампов люди не готовы понять, что есть огромное количество театров, которые демонстрируют не менее фантастические вещи. То есть большинство наших соотечественников просто „идут“ по составленным рейтингам. Думаю, что если бы в качестве приоритета был выставлен, скажем, спектакль в театре Маяковского, или Геликон-опере, то, быть может, кто-то перестал бы стоять в очереди в Большой».