Мог ли Пушкин уйти от судьбы? Людмила Чурсина превратилась в гадалку

Говорить о Пушкине будут всегда, а не только в юбилейные годы. И всегда будут вспоминать его путь по снежной дороге до Черной речки. И снова всё те же мысли мучительно будут стучать в голове — а если бы не поехал, а если бы выстрелил первым, а если бы у Дантеса случилась осечка... Ведь это так нелепо — потерять гения в эти проклятые для поэтов 37 лет...

   
   

Спектакль театра Российской армии «Предсказание» — о Пушкине, о времени, о стихах. И еще — о фатуме, о судьбе. В нем нет классического линейного повествования, нет привычной интриги. Зато есть ощущение времени и загадка, огромная загадка... Создатели спектакля провели свое исследование последних дней жизни поэта — до дуэли и... после.

Фото: Театр Российской Армии

Музыка и пластика...

Режиссер Мария Шмаевич открывает мир Пушкина через музыку, через пластику актеров. Перед нами не наши современники, а люди начала XIX столетия. Немного чудные, чуть-чуть старомодные, порой странные. Но живые. Такими, возможно, они и были в своих салонах, где кто-то играл на рояле, где горели свечи и, как писал Александр Сергеевич, «Погреб мой гостеприимный/Рад мадере золотой»...

Да, актеры читают знакомые с детства стихи. Они и разговаривают стихами. И поют романсы на стихи Пушкина. Романсы, кстати, обработал, обновил и придал современности музыкальным фразам один из актеров спектакля — Илья Баранов. Поют все, но голос актрисы Жанетт Гурской, которая профессионально занимается музыкой, заметно выделяется мощью и силой.

Фото: Театр Российской Армии

...и звезда на сцене

Огромный успех для режиссера и настоящая удача для зрителей — выход на сцену легенды советского кино и театра Людмилы Чурсиной. Звезда десятков знаменитых фильмов одним взглядом, одним движением дает настоящий мастер-класс своим молодым и проворным коллегам. Между актерским составом спектакля и Людмилой Алексеевной возникла какая-то удивительная химия. Актеры относятся к звезде бережно, а она создает вокруг себя настоящий центр притяжения.

Роль у Людмилы Чурсиной тоже таинственная, она играет гадалку Киргхофф, которая предсказала Пушкину насильственную смерть. Он сам любил рассказывать эту историю, и, возможно, это предсказание подспудно предопределило судьбу поэта. Поверил же он ей еще и потому, что ранее она предсказала страшную гибель Александра Грибоедова на чужбине. Как известно, этот великий русский поэт и композитор был российским послом в Иране, и его убила разъяренная толпа.

Людмила Алексеевна сделала из гадалки таинственную особу, которая, возможно, имела влияние на судьбу Пушкина. Чурсина в свои почтенные 82 года все также царственно величественна и прекрасна. Она выходит на сцену с достоинством, которым славились мастера старой школы. И просто посмотреть на нее в этой роли уже само по себе большая удача.

   
   

«Играю даму, которая как бы предсказала Пушкину его судьбу, — рассказала народная артистка СССР перед премьерой. — Она же и царю Александру Первому предсказала, что его ждет блестящее будущее. К ней приезжали многие дамы и мужчины Петербурга, да и со всей России. Вы знаете, когда спектакль рождается, он как ребёнок. Он должен ещё вырасти, настояться, обрести силы, опыт. Молодежь работает замечательно. У нас много музыки, романсов, которые поют артисты, много танцев. И мы надеемся, что наше „Предсказание“ заинтересует публику. Будем надеяться, что наш спектакль обретёт жизнь и будет интересным, нужным и познавательным».

Фото: Театр Российской Армии

Все в дело!

Режиссер Мария Шмаевич взялась за очень сложную тему. Из стихов, которые все же для слуха современного зрителя полны архаизмами, из романсов, которые тоже родом из мира двухсотлетней давности, из прозы Пушкина, из привычных по классическим постановкам фраков и белых платьев, она создает очень понятный и сегодня мир. Ведь по сути за те самые две сотни лет мы так и не нашили ответов на вопросы, которые волновали еще пушкинских современников. Что такое судьба? Можно ли ее предсказать. И, самое главное, нужно ли? Что такое рок, имеют ли силу проклятия? Что было бы, если бы кто-то не сделал шаг вперед или назад?

Кроме Людмилы Чурсиной, в спектакле задействованы Илья Баранов, Мария Швыдко, Алексей Захаров, Сергей Иванюк, Алёна Губанова, Жанетт Гурская и Даниил Штейн.

И по воле режиссера, и сами актеры, и их герои ломают стены между зрителем и залом. Сценой вдруг становятся ложи бельэтажа и проходы между рядами. Зритель едва поспевает за появляющимися то там, то здесь персонажами. История, богато наполненная отрывками из «Евгения Онегина», «Дон Жуана» и «Египетских ночей», захватывает, завораживает и даже настраивает на мистический лад. Не зря же Людмила Чурсина играет гадалку.

Фото: Театр Российской Армии

Порой слышится, что кто-то в зале начинает цитировать вместе с актерами знакомые всем с детства строки. Это происходит автоматически, просто вдруг выкристаллизовывается откуда-то из глубины и само вырывается наружу. А на сцене дуэли зал и сцена слились в единое целое, люди уже не стесняясь вторят актерам: «Онегин выстрелил... Пробили/Часы урочные: поэт/Роняет молча пистолет...»

Тишина. «Долго ли мне еще так мучиться? Пожалуйста, поскорее» — звучат в темной немоте последние слова поэта.

По залу эхом разносится: «У кого из русских с его смертью не оторвалось что-то родное?»... «Мысль, что его нет, еще не может войти в порядок обыкновенных...»... «Как странно — Россия без Пушкина. Приеду в Перебург, а его там нет. Зачем вам теперь Петербург?»... «Бедный, бедный Пушкин. Ему надо было более подходящую жену... Жизнь! Против нескольких часов кокетства...», «Плачь мое бедное Отечество, родив Пушкина, ты истощилось...»

Фото: Театр Российской Армии

И снова Пушкин

В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Как всегда, к юбилейной дате вышло множество постановок. Но «Предсказание» очень выделяется на общем фоне. Этот спектакль не только про Пушкина, он про всех нас, ведь Пушкин был не только гением, но и человеком. Со своими бытовыми проблемами, страхами, суевериями. Просто в отличие от всех нас он умел все, что чувствовал переводить в стихи. А его божественный дар открывал в этих стихах куда больше смыслов, чем под силу понять обычному человеку. И если кто-то думал, что ничего нового про Александра Сергеевича он уже не узнает, то Театр Российской армии убедительно доказал обратное.