Красный символ Парижа. С чего начиналось кабаре «Мулен Руж»

Мулен Руж в 1910 году. © / Commons.wikimedia.org

6 октября 1889 года в Париже открылось кабаре «Мулен Руж» — развлекательная площадка, которая объединяла художников, писателей, поэтов и канкан.

   
   

В 1889 году целых полгода — с мая по конец октября — в Париже проходила Всемирная выставка. Страны хвалились своими достижениями в различных областях науки и техники, демонстрировали станки и приборы, новые материалы, а Франция на правах хозяйки выставки поразила всех 324-метровой железной башней, которую выстроил инженер Гюстав Эйфель. В общем, там было что посмотреть.

Но гостей выставки помимо различных электрических и механических игрушек ждали и иные, более привычные развлечения — например, балы и концерты. Впрочем, не обошлось и без определенных нововведений: 6 октября, за несколько недель до завершения работы выставки, в округе Монмартр было открыто кабаре «Мулен Руж». И фактически от всей экспозиции на память неблагодарным потомкам остались только две вещи: огромная решетчатая конструкция в центре Парижа и увеселительное заведение на холме поодаль.

Предшественники «Мулен Руж»

В принципе, слово «кабаре» было известно давно; его происхождение выводят от французского названия небольших комнат (camberete). В Средние века так называлась таверна, в которой прежде всего кормили, а не поили вином. Развлечения в таких кабаре тоже случались — если туда вдруг забредали музыканты. В XVIII веке кабаре облюбовали люди искусства — там обедали, например, драматурги Мольер и Жан Расин. Впрочем, в привычном сегодня смысле кабаре стали наследниками парижских кафе-шантан, которые во множестве появились в городе в течение XIX века и в которых музыка звучала уже на постоянной основе.

Ну а первым кабаре в значение «место развлечения с танцами и вином» считается «Черный кот», появившийся на холме Монмартр в 1881 году; он был очень популярен среди парижской богемы и богачей, но маленький зал — наследство средневековых кабаре и кафе-шантан — не мог вместить всех желающих. И тогда его владелец антрепренер Родольф Салис перевез своё заведение в более просторный дом на всё том же Монмартре. Но, в принципе, это было просто модное место, в которое ходил «весь Париж», революции оно не сделало и закрылось в конце 1890-х годов после смерти своего хозяина. Но смена уже была — тот самый «Мулен Руж».

Развлечения «Мулен Руж»

Название этого заведения переводится как «Красная мельница» (Moulin Rouge). Кабаре действительно было просто выстроено рядом со старой ветряной мельницей, которых на самом большом холме Парижа когда-то было в избытке — правда, эту выкрасили в красный цвет для привлечения внимания. «Мулен Руж» находилось чуть в стороне от основного богемного района — квартала Пигаль и его окрестностей, но участие во Всемирной выставке сразу привлекло внимание к новому месту развлечений.

Создатели заведения — антрепренёр Жозеф Оллер и его компаньон, импресарио Шарль Зидлер — с самого начала поставили на широкий размах. Большой зал, рассчитанный на внушительное количество посетителей, сцена для профессиональных танцоров и отдельный танцпол для любителей, карточные игры, модная музыка и песни — в общем, у «Мулен Руж» были все слагаемые успеха. Но основным достоинством стали профессиональные танцы — танцоры исполняли модную кадриль (это, кстати, французский народный танец, позже ставший бальным), а также полузабытый канкан. И кадриль, и канкан подразумевали определенную откровенность, едва ли не стриптиз, но до раздевания танцовщиц в «Мулен Руж» дело не доходило; во всяком случае, не на сцене — а вот с посетителями эксцессы случались. В принципе, тогдашний канкан отличался от того, который показывают в кабаре сейчас; нынешний  «французский канкан» придуман в Англии (хотя и вдохновлен тем, что творилось в Париже), во Франции этот вариант канкана появился лишь в 20-е годы XX века.

   
   
Мулен Руж в 1900 году. Источник: Commons.wikimedia.org

Звезды «Мулен Руж»

В самом начале главной звездой кабаре была танцовщица Луиза Вебер, которую посетители прозвали «обжорой» (Ла Гулю). Именно она заложила многие приемы, которые используются в «Мулен Руж» до сих пор — например, приземление на шпагат в финале канкана. Посмотреть на выступления Вебер и её партнера Жюля Ренодина (он выступал под псевдонимом Валентин Бескостный) специально приезжали зрители из других стран. Они были невероятно популярны, и их уход в середине 1890-х зрители переживали очень тяжело.

А вообще «Мулен Руж» быстро стало модным местом — туда захаживали писатели, поэты, художники, другие знаменитости. Разумеется, были там и богачи, а также те, кто надеялся подзаработать. Для популяризации этого кабаре многое сделал художник Анри де Тулуз-Лотрек — он часто изображал «Мулен Руж» на своих картинах.

Примечательно, что одним из самых дорогих артистов того, начального, «Мулен Руж» был человек, который мог художественным образом испускать газы — метеорист Ле Петоман; его контракт стоил 20 тысяч франков, и это было больше, чем у многих других артистов, выступавших в кабаре.

Современный «Мулен Руж»

История изначального кабаре на Монмартре завершилась с началом Первой мировой войны. Дело, впрочем, не в военных действиях. В «Мулен Руж» был пожар, и заведение закрылось для публики; к тому же «Прекрасная эпоха» завершилась, и денег у населения на развлечения было не так много, как раньше. Но после войны начались работы по восстановлению кабаре; оно было и чем-то вроде театра, и кинотеатром, а в 30-е превратилось в модный ночной клуб. На время Второй мировой «Мулен Руж» снова закрылся, и открылся уже после войны — с новыми зданиями, новыми артистами и новыми программами.

К середине ХХ века «Мулен Руж» уже стало символом Парижа — не таким, конечно, заметным, как Эйфелева башня, но не менее популярным. Про кабаре выпускали художественные фильмы; в 50-е, например, вышло сразу два — «Мулен Руж» 1952-го с популярной танцовщицей Жа Жа Габор и «Французский канкан» 1954-го с Жаном Габеном. Закрепил культовый статус «Мулен Руж» одноименный фильм 2001 года, снятый режиссером Базом Лурманом с Николь Кидман и Юэном Макгрегором в главных ролях; эта картина, кстати, помогла кабаре преодолеть кризис и превратила его в популярное место у посещающих столицу Франции туристов.