Худрук Рыбников о скандале в «Градский холл»: «Спланированная провокация»

Алексей Рыбников. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Композитор, художественный руководитель театра «Градский холл» Алексей Рыбников в интервью aif.ru прокомментировал скандалы, связанные с увольнением струнной группы оркестра и домработницы Александра Градского.

   
   

Владимир Полупанов, aif.ru: Алексей Львович, что происходит у вас в театре?

Алексей Рыбников: Группа неизвестных мне сотрудников театра «Градский холл» написала письмо на имя главы Департаменты культуры г. Москвы Александра Кибовского, в котором выразила своё недовольство тем, что, как они утверждают, с моим приходом в театре стали пренебрегать наследием Градского, была уволена струнная группа оркестра и что им самим не дают возможности полноценно развиваться и выступать. Под письмом нет фамилий, там только несколько подписей, которые невозможно идентифицировать.

Считаю, что письмо не основано на фактах и реальном положении дел. Информация в нем недостоверна или искажена.

Оно не выражает мнения и позиции творческого коллектива. Это ясно из подписанного не анонимно (!) обращения к министру правительства Москвы Александру Кибовскому практически всех ведущих членов творческого коллектива ГБУК «Градский холл», где выражено однозначное несогласие с содержанием письма.

Напрашивается вывод о том, что это хорошо спланированная провокация, конечной целью которой является убедить Департамент культуры Москвы сменить художественное руководство МТКМО «Градский холл».

Кого же поставить взамен? Очевидно, того или тех, кто организовал создание письма и собрал анонимные подписи.

   
   

Надеюсь, что Департамент культуры даст правильную оценку происходящему. Навязанный искусственный конфликт будет исчерпан, и замечательные солисты «Градского холла» смогут заниматься творчеством в спокойной и созидательной атмосфере.

Я ответил Кибовскому в ответном письме, что произошло на самом деле. Излагаю суть конфликта. Театр — живой организм. Он рождается, развивается, иногда умирает. Я много раз наблюдал эти процессы в разных театрах. Наш театр сейчас находится в фазе роста. И у этого роста есть свои «болезни». Мы запланировали в нашем малом зале, где чудесная акустика, исполнение всех клавирных концертов Баха, концерты барочной музыки, венских классиков. В нашем театре замечательный оркестр. Я думал, что с этим коллективом можно все эти программы осуществить. Оркестру было предложено начать работу над программой. У оркестра работа построена так, что с 11:00 до 15:00 — репетиции, а потом вечерние выступления.

Струнная группа из десяти человек работала на полставки, совмещая работу в других местах: оркестре Кремлевского дворца и т. п. Что это значит? На основном месте своей работы музыканты репетировали и участвовали в концертах. И только в свободное от основной работы время они приходили сюда, когда им было удобно, и что-то делали на полставки. С таким подходом никаких серьезных программ не подготовишь. Даже выступления с солистами тоже от этого страдали. Мы были связаны по рукам и ногам. Объявили концерты, а программу подготовить не могли. А я к оркестру очень хорошо, серьезно отношусь. Придумал название Камерный оркестр «Искусство музыки». Я вызвал концертмейстера струнной группы 10 января этого года и предложил музыкантам перейти в наш театр на полную ставку. «Решайте, что для вас важнее — работа у нас либо в других местах», — сказал я. И дал неделю на размышления. Через неделю мне было сказано, что музыканты решили остаться на основном месте работы.

Чтобы не срывать программу, я был вынужден 1 февраля начать поиск новой струнной группы (остальные участники оркестра, слава Богу, работают на полную ставку). Мы набрали новых участников, которые до сих пор не оформлены официально. Новые люди грудью закрыли амбразуру, практически без репетиций сыграли эти концерты. К своим первым репетициям они приступили только 13 марта. А 21 февраля струнная группа в полном составе (десять человек) не вышла на работу. Все они подали заявления об увольнении по собственному желанию. При этом по закону должны были отработать две недели. Но не стали этого делать. Казалось бы, ситуация прозрачная. Но в соцсети в «ВКонтакте» музыканты стали утверждать, что мы их выгнали. Еще раз повторяю, никто никого не выгонял, они ушли по собственному желанию. Я привык работать по самым высоким стандартам. Халтуру не приемлю. Все произошло не потому, что музыканты плохо играли, а потому, что не уделяли своим обязанностям в нашем театре достаточно времени.

— А чем недовольны певцы, которые считают себя учениками Градского? Я же правильно понимаю, что почти все они участники проекта «Голос»?

— Да, все они участники проекта «Голос» и ученики Градского. Но сказать, что недовольны все — абсолютно неправильно.

Успешные талантливые люди, такие как Александра Воробьева, Валентина Бирюкова, Андрей Лефлер, Софья Онопченко, Селим Аллахяров, Алла Рид и другие, у которых все получается, всем довольны, потому что пользуются всеми благами, которая им дает работа в театре. Для всех солистов созданы, по сути, тепличные условия для работы. У них есть репетиционная база, площадка, на которой они выступают, оркестр, делаются новые аранжировки, специальный видеоконтент и т. д. Они собирают аншлаги. А что касается тех, кто написал анонимку в Департамент Культуры и заявил, что их ущемляют, завышают цену на билеты, не дают рекламу в СМИ... Что ж, очевидно, это те солисты, у которых на концертах публики мало, и они чувствуют, что не очень интересны зрителям. Поэтому решили переложить вину за свои провалы на других.

Говоря простыми словами: обычные в этом мире ревность и зависть. Хотя, повторю, все пользуются одними и теми же благами. И главное — они все получают зарплату. Ни одного отказа никто из них не получил. Когда вокалист пишет заявку, мы предоставляем всё необходимое.

— А недовольные вокалисты никуда не ушли?

— Нет, никто из состава труппы не уволен и не уволился. Все продолжают работать и получать зарплату.

— Вы собирали вообще труппу, выслушивали их мнения по поводу положения дел в театре?

— Конечно. Мы многое обсуждали. Во время беседы по большому счету никаких претензий ко мне не было. В рабочем порядке обсудили проблемы, которые возникают, и пути их решения. Например, высказывалось мнение, что нужно начинать продажу билетов на концерты за полгода. Но в условиях сегодняшнего быстро меняющегося мира это нереально... Вот вам пример. На концерт Полины Конкиной в 2022-м билеты продавались очень плохо, поэтому пришлось перенести ее концерт на 2023 год, он будет 8 апреля. Так что начать продажу можно хоть за год, но если артист не востребован, билеты все равно будут плохо продаваться. Самое удивительное для меня, что после этого разговора они и написали это письмо.

— А как часто проходят концерты солистов в «Градском холле»?

— Коллектив театра давал в среднем 35 концертов в год. Это очень мало. Нужно заполнять зал другими мероприятиями. В прошлом году мы провели фестиваль «АртМастерс», приглашаем другие коллективы и известных артистов. Нужно, чтобы публика протоптала сюда тропинку. Дает спектакли и моя Творческая Мастерская (Театр Алексея Рыбникова), но пока еще очень мало. В прошлом году их было всего шесть. В этом году планируется немного больше. Театр Алексея Рыбникова — это же не просто мой частный театр, а государственное учреждение культуры. Государство вложило в наши постановки деньги, и моя обязанность их показывать. Этот процесс развивается и никак не ущемляет возможность солистов выступать со своими концертами. Поэтому их заявления о том, что я кого-то вытесняю, смехотворны.

— В письме недовольных говорится, что вы плохо относитесь к наследию Градского. Это как понимать?

— Что они имели в виду под «наследием Градского», ума не приложу. Солисты, оказавшиеся в числе недовольных, поют в основном кавер-версии известных мировых шлягеров из репертуара «АBBA», Майкла Джексона, Эдит Пиаф, «Битлз» и т. д. Это творческое наследие не Градского, а перечисленных музыкантов. А что касается Александра Борисовича, то мы каждый год проводим в день его рождения концерты «Любимые песни Градского». Первый прошёл с большим успехом в ноябре 2022-го, мы решили его повторить 18 марта и еще раз осенью. Градский начал серию Рождественских концертов, которые также мы проводим. И проект «Своя колея», посвященный творческому наследию Высоцкого, мы продолжаем делать. И «Песни Высоцкого». И «Мировые хиты с оркестром», и «Кинохит на все времена». То, что придумано Градским и что является оригинальным, мы проводим и будем проводить.

— В этом письме также была жалоба, что вокалистов заставляют заниматься сценическим движением и вокалом. Они этим недовольны?

— Голоса у них хорошие, но каждый музыкант знает, что без регулярных занятий по поддержанию себя в форме профессиональная работа невозможна. Для эстрадного певца это очень важно, как ты двигаешься на сцене. Когда я понял, что они этим никогда не занимались, нанял им педагогов по сценодвижению и вокалу. Для них это все совершенно бесплатно. Они углядели в этом «покушение на свободу». «Вы нам будете ставить прогулы, если мы не будем ходить?» — заявили они. На эти занятия они ходить не собираются. Мол, мы такие профессионалы, и нас еще чему-то будут учить. То есть еще одна из их претензий — что их заставляют заниматься с педагогами. Для меня это очень странно. И еще они считают, что я должен заниматься их пиаром в СМИ — договариваться об интервью, делать ролики и размещать на ТВ. Но это зависит не от меня. Кто интересен СМИ, у тех и так все хорошо с пиаром.

— Расскажите об инциденте, связанном с домработницей Градского Надеждой Асмыкович, которая была устроена в театр на должность инженера самим Градским несколько лет назад.

— Она действительно числилась в качестве инженера, хотя и не выполняла этих обязанностей. Мы ее уволили, но женщина через суд восстановилась, при этом по специальности не работала. В итоге она всё-таки уволилась по соглашению сторон с выплатой компенсации. После увольнения пришла в театр забирать документы и устроила скандал на почве личной неприязни к другой нашей сотруднице. Она сбила ее с ног, столкнувшись с ней в коридоре. Сделала она это сознательно, зная про больную ногу потерпевшей. Наша сотрудница упала, получила травмы. После чего вызвала скорую помощь, которая немедленно увезла ее в больницу. Зачинщица поняла, что дело пахнет жареным. И тоже в свою очередь вызвала скорую помощь и полицию. Скорая помощь, очевидно, ничего не обнаружила и уехала. А домработница в полном здравии отправилась в полицию, составлять заявление, представьте себе, на нашего главного бухгалтера, которая якобы выбила из под нее стул.

— Но ее никто не трогал?

— Главный бухгалтер — взрослая женщина, она просто ангел. Есть свидетели, запись с камеры видеонаблюдения. На записи видно, что домработница уходила из театра с тяжелой сумкой, голова у нее не была травмирована. Где она травмировалась, ума не приложу. Она зафиксировала побои в двух разных медицинских учреждениях. Но наш главбух написала заявление в полицию о клевете, а потерпевшая — о нанесении вреда здоровью. Теперь, надеемся, эту женщину будут привлекать к ответственности.

— А если отвлечься от скандалов. Какие у вас вообще планы на этот год?

— В конце года планируем показать мультимедийную иммерсивную постановку «Литургия оглашенных». Это будет новый вид зрелища — сочетание концерта, кино и музыкально-драматического действия, по сути, оперы. В финале публика перейдет в другой зал и услышит «Тишайшие молитвы». Это произведение, с которого, по сути, начался мой театр в 1992 году. Осенью покажем новый вариант оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Ну, и конечно, будет масса концертов с новыми программами солистов нашего театра. Будем помогать им не просто записывать кавер-версии известных хитов, а создавать свой репертуар. Эта работа идет постоянно. Планируем приглашать также академических солистов со стороны, чтобы задействовать все три зала. «Градский холл» — это театрально-концертное объединение. Но ни одного театрального представления до прошлого года тут не было. Нам пришлось перестроить сцену, чтобы можно было делать театральные постановки и привлекать всех сотрудников театра. Так что работы у нас непочатый край.